-Чтобы получить добро на съемки фильма по пьесе Леонида Зорина, Михаил Козаков трижды снялся в роли Феликса Эдмундовича,
получил Государственную Премию и две премии КГБ, но съемки разрешили только после ходатайства Софьи Пилявской-Алисы Витальевны перед руководством Госкино;
-еще до проб в "Покровские ворота" Олег Меньшиков был утвержден на роль в фильме "Частная жизнь" Ю.Ройзмана и отказался от съемок в нем в пользу фильма М.Козакова, рискуя схлопотать запрет на работу на Мосфильме вообще: герой социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий получил отказ от 19-летнего пацана;
-Роль Саввы Игнатьевича Козаков также предлагал Никите Михалкову, но тому совершенно не понравился сценарий и он наотрез отказался;
-актриса Елена Коренева вышла замуж за американца и предала Родину (в смысле, уехала в Штаты), поэтому два фильма Козакова, в которых Коренева играла эпизодические роли, просто "легли на полку":
Я целый год потел зазря –
Артистка Коренева, фря,
Поставила мне клизму...
На выезд подала она –
И в жопе два моих кина.
(с)М.Козаков
- на роли жильцов коммуналки специально были подобраны неизвестные в то время актеры-Равикович,Ульянова,Борцов.
И среди них – одно известное лицо :Броневой-Велюров. Потому что он-артист.
-"Железный деспотизм, железная рука Козакова, которая отметала любые возможности другого прочтения и другой трактовки, вплоть до поворота глаз: «И вот на этом слове – ПОВЕРНУЛСЯ!» «А раньше?» «Нет! На ЭТОМ слове ПОВЕРНУЛСЯ!» Вот так мы и снимали.
Такой яркой фигурой для меня во время съемок был Козаков, конечно. Я его боялся очень. Он… Ну, вообще, как бы, он был движущей силой, и генератором идей, и всем-всем-всем. Это был Козаков. Даже артисты все, если вообще внимательно посмотреть, они все изображают Козакова. Потому что он был настолько властен, настолько точно знал, чего он хочет от артистов, и так требовал этого всего, что все невольно даже повторяли его интонации. Это вообще, если так посмотреть – если 25 персонажей в фильме, то это ходит 25 козаковых."
(с) А.Равикович