Сообщение от
Станислава*
Буддизм как мировая религия, философское течение и культурное явление возник на северо-востоке Индии в VI-V вв. до н.э. Его основу составили проповеди индийского царевича Сиддхартхи Гаутамы, ставшего Буддой (Посветленным) и показавшим путь избавления от страданий, невзгод, страха смерти. Буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни, ибо такая жизнь – лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек, не избавляющая от страдания и смерти. Высшими целями для него являются освобождение от этой утомительной череды и совершенство духа.
В жизнеописании Будды тесно переплетены реальные факты и мифы, получившие красочно-мистическое отображение в культе, архитектуре, живописи, литературе – иными словами, в особой буддийской культуре.
Буддийское искусство развивалось в русле трех основных направлений вероучения – хинаяны, махаяны, ваджраяны, сложившихся в связи с различными представлениями о путях к нирване. Символы и образы его по этой причине весьма разнородны.
Буддизм оставался ведущей религией в Индии вплоть до VI в., пока в ходе исторического развития не был оттеснен в северные области – на Тибет. Там под влиянием индийского тантризма сформировалось новое направление – ваджраяна, которое в отличие от ранних школ хинаяны и махаяны придавало значение реальному миру, полагая, что абсолютная природа Будды пребывает внутри всех живых существ. Чтобы ее пробудить и в мгновенном озарении достичь Просветления, прибегая к мистическим ритуалам – сотворению особых жестов мудр, произнесению особых заклинаний мантр, созерцанию особой диаграммы мандалы.
Мандала («диск») круг, заполненный изображением символов и антропоморфных образов, воспроизводит горизонтальную модель мира, в которой место размещения пантеона богов определяет буддийская практика созерцания.
Представляя себя в центре мандалы, т.е. вселенной, созерцая того или иного бога, адепт достигал Просветления и сливался с космическим Абсолютом. Подобная практика породила понятие трикая («три тела») , согласно которому в процессе достижения Просветления проявляются три тела Будды – конкретное, идеальное, абсолютное.
Как конкретное тело, доступное восприятию человека, Просветленный явил себя на земле в облике Сиддхартхи Гаутамы. Как идеальное тело он проявляется в облике дхьяни-будд, или «будд созерцания». Как абсолютное тело пребывает в своем мире: мире конкретных человеческих страстей, воображаемом мире и мире космического сознания.
Дхьяни-будды олицетворяют также качества священной души Ваджрадхары, а их цвет соответствует определенному состоянию духа. Белый центр соотносится с невежеством, синий восток – с гневом, желтый юг – с гордыней, красный запад – с корыстью, зеленый север – с завистью. Созерцание дхьяни-будд дает возможность трансформировать негативное психологическое состояние в позитивное.
Мандалы могут использоваться только один раз, для одного конкретного ритуала или постоянно во время храмовых служб. В первом случае графический план вселенной рисуют краской на полу, маслом на специальном ритуальном блюде либо выкладывают из цветного песка на подиуме. Во втором – изготовляют из металла, пишут в технике фрески на потолке и стенах, изображают на специально загрунтованных холстах-иконах (танка).
На иконах запечатлены образы многочисленных тибетских богов и бодхисатв, символизирующих душевные состояния человека или философские понятия махаяны. Созерцание бодхисатв считается в тибетском буддизме наиболее действенным для обретения мудрости.