Сообщение от
MOONSHADOW*
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы, прежде всего, на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, свобода, творчество, автономия, любовь, ответственность, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. В направлении гуманистической психологии работали: теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, В. Франкл, представления Ш. Бюлера, о жизненном пути личности, идеи Ролло Мэйя, С. Джурард, Д. Бьюдженталь и др. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм.
Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее, не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.
Такими принципами являются:
• Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является свободным и добрым, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его отчужденным и агрессивным.
• Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
• Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.
• Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его целей, ожиданий, и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.
• Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт помогает взять ответственность на себя, изменяет установки клиента, но при этом не наставляет и не учит.
• Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей - стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
• Принцип репрезентативности, означающий, что объект и цель исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.
Пять основополагающих положений гуманистической психологии:
1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
5. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, эмпатия, поддержка, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений. Гуманистическая психотерапия использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.
Развитие гуманистической психологии
Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Если Первая мировая война продемонстрировала бессознательную агрессию и жестокость человека, ужаснувшие общественное мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то Вторая мировая война, не опровергнув наличия этих качеств, выявила и другие стороны человеческой психики.
Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях сохраняют достоинство и проявляют стойкость в самых трудных условиях.
Эти факты показали ограниченность подхода к человеку, объясняющего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации.
Нужны были новые подходы, интерпретирующие возможности людей преодолеть давление ситуации, их желание творческой реализации своих способностей.
Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии игнорируя философские постулаты.
Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека.
Так появилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.
Основные теории гуманистической психологии
Г.Олпорт. Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен. Открытость системы человек - общество, опросники.
А.Маслоу. Иерархия потребностей, приоритет бытийных или дефициентных потребностей. Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения.
К.Роджерс. «Я-концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка. Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия.
Книги по гуманистической психологии можно безплатно скачать на сайте: _psihoterapia.narod.ru/_
Тренинг "СПОНТАННЫЙ РИСУНОК"
Александер Ф. "Психосоматическая медицина"
Аттватер И. "Я вас слушаю"
Абрахам Маслоу "Пиковые переживания"
Абрахам Маслоу "Мотивация и личность"
Абрахам Маслоу "Новые рубежи человеческой природы"
Абрахам Маслоу "По направлению к психологии бытия"
Абрахам Маслоу "Самоактуализация"
Ассаджиоли "ПСИХОСИНТЕЗ" (часть первая)
Байярд Р. и Д. "Ваш беспокойный подросток"
Берн Эрик "Игры, в которые играют люди"
Берн Эрик "Люди, которые играют в игры"
Бехтерев В.М. "Бессмертие человеческой личности как научная проблема"
Василюк Ф. "Психология переживания"
Вацлавик П. "Как стать несчастным без посторонней помощи"
Витакер К. «Полночные размышления семейного терапевта»
Витакер К., Бамберри В. «Танцы с семьей»
Витакер К.«За пределами психики»
Возрастная психология (открывается при сохранении на ПК)
Выготский Л.С. "Мышление и речь"
Гиппенрейтер Ю.Б."Как общаться с ребенком?"
Гиппенрейтер Ю.Б."Введение в общую психологию"
Грэхэм Дж. "Как стать родителем самому себе"
Гурджиев Г. "Всё и вся"
Гурджиев Г. "Последний час жизни"
"ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ" Либин А.В.
Зейгарник Б.В. "Патопсихология"
Карвасарский Б.Д. "Психотерапия" Учебник
Карвасарский Б.Д. "Психотерапевтическая энциклопедия
Корсакова Н.К. "Клиническая нейропсихология"
Корчак Я. "Как любить ребёнка"
Корсаков И.А. "Сила Любви"
Кочюнас Р. "Основы психологического консультирования"
Кундер М. "Невыносимая легкость бытия"
Леонтьев А.Н. "Лекции по общей психологии"
Леонтьев А.Н. "Деятельность. Сознание. Личность"
Лоуэн А. "Депрессия и тело"
Лурия А.Р. "Маленькая книжка о большой памяти"
Менегетти А. "Женщина третьего тысячелетия"
Минухин С., Фишман Ч. "Техники семейной терапии"
Николc М., Шварц Р. "Семейная терапия. Концепция и методы"
ПСИХОСОМАТИКА: вопросы к экзамену и литература"
Рейнуотер Д. "Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом" (глава о снах) Роджерс К. "Становление личности. Взгляд на психотерапию"
Роджерс К. "Полноценно функционирующий человек"
Роджерс К. "Консультирование и психотерапия"
Ролло Мэй "Открытие бытия"
Ролло Мэй "Искусство психологического консультирования"
Рубинштейн С. "Основы общей психологии"
Рудестам Кьелл "ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ"
Сатир В. "Cемейная психотерапия"
Сатир В. "Вы и Ваша семья"
Спиваковская А.С. «Психотерапия: игра, детство, семья» 1 и 2 том
Спиваковская А.С. «Некоторые аспекты беатотерапии (статья)
Социальная психология - Майерс Д., 5-я редакция
Успенский П. "Новая модель Вселенной"
Успенский П. "Четвертый путь"
Успенский П. "Психология возможной эволюции человека"
Франкл В. "В борьбе за смысл"
Франкл В. "Психотерапия на практике"
Франкл В. "Теория и терапия неврозов"
Фрейд З. "Лекции по введению в психоанализ"
Фрейд З. "Печаль и меланхолия"
Фромм Э. "Иметь или быть"
Фромм Э. "Искусство любить"
Фуко М. "Воля к истине"
Хей Луиза "Исцели себя сам"
Хей Луиза "ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ВНУТРИ НАС"
Хорни К. "Самоанализ: женская психология"
Черников А. "Системная семейная терапия"
Экслайн Вирджиния «Игровая терапия в действии» (Дибс в поиске себя)
Эриксон М. "Мой голос остается с вами"
Юнг К.Г. "Тавистокские лекции"
Ясперс Карл "Общая психопатология"
Ялом И. "Лжец на кушетке"
Ялом И. "Когда Ницше плакал"
Ялом И. "Экзистенциальная психотерапия"
Ялом И. "Мамочка и смысл жизни"
Ялом И. "Теория и практика групповой психотерапии"
Ярошевский М. "История психологии от античности до середины ХХ века"
Ярошевский М.Г., Петровский А.В. "Основы теоретической психологии"
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. "Семейная психотерапия"