Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана.
Сейчас насколько я понимаю в галереях фотографий это строчка "Компьютерное искусство"
Навроде вот этого "Трамвая желаний "(с)
Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч.
Дэвид Линч:
1992 - Твин пикс - сериал
1993 - Номер в отеле
1993 - В прямом эфире
1997 - Шоссе в никуда
1999 - Простая История
2001 - Малхолланд Драйв
Сюрреалистические фильмы:
"Андалузский пёс"
"Золотой век"
Эти два знаменитых скандальных киношедевра создали два испанских сюрреалиста будущий великий художник Сальвадор Дали и будущий великий режиссер Луис Бунюэль в 1926 и 1928 гг.
Помимо того что в этих фильмах представлена техника свободных ассоциаций, образов бессознательного и т. д. эти фильмы задали особую традицию сюрреалистического киноязыка. Вспомним знаменитые кадры, предваряющие классические картины Дали: режиссер, разрезающий бритвой глаз героини; рояль, к которому привязана туша быка и два монаха; корова в шикарной спальне; женская волосатая подмышка на губах у мужчины и др.
Прекрасное притягивает человека так же, как и отвратительное. Помните Виктора Гюго "Человек, который смеется?"
Ой! ну "Простую историю" никак нельзя назвать сюрреалистичным фильмом. Кстати, на Линча совсем не похоже. Вот его короткометражки - это да.....сплошной сюрреализм, к примеру "Бабушка". Даже не осилила до конца
А как же Вы забыли включить в список "Голова-ластик"? Непростительное упущение))))
И еще его последний фильм - "Внутренняя империя" (2007 год, по-моему).
----------------
"Сюр"-? нелепое сокращение <_<
5 копеек:
ВСЕ фильмы Линча так или иначе - сюрреализм- и не упомянутые здесь Синий бархат (1986) и Дикие сердцем( 1989)- в том числе.
"Прстая истори я Стрейта" по большом усчету тоже - НЕ реализм , точнее - НЕ СВОСЕМ реализм ( поездка на газонокосилке через всю страну - это НЕ реализм, как бы это не было снято).
Линч - это некий "психотический реализм".
Строго говоря, он описывает мир, где психоделические эффекты являются нормой НАРОДНОЙ жизни и ДАЖЕ не замечаются как паранормальные ( как у Гоголя, где нечистая сила - чтото вроде домашней сотины, как заметил Леонид Парфенов )
"Человек- слон" -тоже не выпадает изх этой тенденции.
По большому счету, Линч - не только сюрреалист, но и продолжатель традиции Хичкока с одной стороны, и Орсона Уэллса - с другой ( его фильмы перенасыщены аллюзиями с Хичкоком и Уэллсом, особенно, естествено, Твин пикс)
В принципе, его целью является , так сказать, воплотиь на экране не американскую действительность и не фантазии. а протокольно запечатлеть некий "американский эгрегор" - коллективное бессознательное, где черти , адвокаты, газонокосилки и агенты ФБР- равноположены.
Аналогом в российском кино, ИМХО является Никита Михалков. несмотря наказалось бы полное отсутствие в фильмах последнего чего бы то ни было паранормального .
Линч в интервью после вручения ему в 90-м ззолотой паольмовой ветви в Каннах ( за Диких сердцем) сказал, в частности: "Чтобы понять американское коллективное бессознательное,. не надо никаких психоделических экспериментов. Достаточно пиатьтся в придорожных закусочных" ( что он, кстати, и делает).
Гамбургер, пирог с черникой и блинчики с "кленовым сиропом", плохой кофе из чайника в качестве "расширителя сознания"- это даже круче. чем сюрреализм. Это- постсюрреализм
Про Босха известно, что он страдал бронхиальной астмой. и лесился отваром, аналогичным по составу папиросам "Астматол" , которые продавались в аптеке , когда я был студентом. Они содержали белену. дурман и эфедру
Приступ астмы снимли прекрасно.
Но - если их сварить как чай - можете себе представить
Обед нагишом (Голый завтрак) Кроненберга по Берроузу (хотя там, кажется, иное вещество)
Мне частенько казалось, что создавать "настоящий сюр" можно либо находясь в состоянии изменённого сознания с помощью чего-то, либо находясь в состоянии изменённого сознания благодаря чему-то, такой вот субъективизм
Начиная с самых первых кадров. Депп с мухобойкой.
Желтый чемоданчик ведь стал культовым. В Казантип еще недавно пускали бесплатно тех. кто приезджал сюда с желтым чемоданом
ИМЕННО ЭТИМ
а самый р=позитивный сюр, ИМХО- это "Черная кошка ,белый кот" Кустурицы.
"Аризонская мечта " грустная уж больно.
, да, не реализм, но на Линча все равно не похоже - нет снятых крупным планом кричащих ртов, отдельных частей лица, сопровождающихся тревожно-загадочной музыкой, нет напряжения --- всех тех "изобразительных средств", которыми изобилуют все остальные фильмы.
Я люблю "Маллхоланд драйв" - полностью, Твин Пикс - особенно серии с красной комнатой (которые непосредственно снимал Линч, остальные продюссировал), частично "Дикие сердцем" - особенно сцену, где Кейдж с перебитым носом поет "Love me tender"
"Внутренняя империя" - немного разочаровала.
Классное определениеЛинч - это некий "психотический реализм".
Этот носитель "русской национальной идеи"??? или Вы имели в виду его ранние фильмы??Аналогом в российском кино, ИМХО является Никита Михалков. несмотря наказалось бы полное отсутствие в фильмах последнего чего бы то ни было паранормального .
На мой взгляд, в русском кинематографе нет подобных "аналогов" - ну...разве, что некоторые фильмы Тарковского...
"Страх и ненависть в Лас Вегасе". Очень доброе жизненное кино,
Деппу как раз идут такие фильмы больше всего.
Еще у Терри Гильяма есть сюрреалистичный фильм - "Страна приливов". Очень нравится)) похоже на сон.
А! Еще его "Бразилия"(песня прилипучая вот теперь пишу и опять напеваю, не отделаться)
Тим Бартон - "Крупная рыба" - грустноватый, как "Аризонская мечта" Кустурицы.
Гильермо Дель Торо (лабиринт фавна) - сюда тоже подходит. Его фильмы - одноразовые - ни за что пересматривать не буду. Но и не жалею, что посмотрела.
"Цена молока" - всем рекомендую)))) про семейные ценности (режиссера не помню).
Аналогично.Это его пресональный "А корабль плывет" , ИМХО
Какой там "носитель"! Никитка в этом отнолшени , во всем. что связано с социумом -просто жулик. Мошенник.
Нет у него никакой "идеи", Как сказал Акатугава в перессказе Бродского: "У меня нет принципов. ку меня есть только нервы"
Ну. инстинкты еще, как у животного.
Но рабортает он реально в той же парадигме. что и Линч.Тарковский воплощал ИНДИВИДУАЛЬНОЕ сознание и МИРОВОЕ созанание. "мировую душу" ( в том же Сталкере или Солярисе),а Линч и Никитка - НАЦИОНАЛЬНЫЕ вресии индживидуальтного и мирового сознания.
Есть акая замечательная книга великого Георгия Гачева- "Национальные образы мира" - рекомендую!
И тенденция эта у Никитки лучше видна как раз у позднего.
Лубочная и пряничная страна, где правит царь Берендей в "Цирюльнике" - это же такой же глюк, как и то, что ФБРоыцы ищут черта. украышего невесту в Твин Пиксе! Где то пирог с черникой, который подает в придорожной закусочной голубоглазая блондинка. где-то блины на масленницу.
Из того же теста. извитгните за каламбур.
Или: в "Утомленных солнцем" - советская вресчия этого эгрегора. На даче танцуют под патефон. в окно залетает гшаровая молния. полетаола. никто не обращает на нее внимания, она взяла и улетела.
Такая здесь концентрация некой сияющей энергии , принимаемой всеми засвет. Такая тут сияющая пустота. ААнгел мщения прилетел, похлопал крыльями, поприкалывался. как в свое время в Содоме и Гомморе, тока в формате - кино"для всей семьи"
а потом взял и покончил с собой по причине совей полной невостребованности и никчемности - местные. ктооым хорошо в этой сияющей пустоте. ДАЖЕ В АДУ НЕ БУДУТ КАЯИТЬСЯ!( есть такое библейское выражение - "даже в Аду не каются") Как можно мстить тому. у кого чусвства вины вообще нет?!
Это уже даже не сюр. Это митафизика.
"Гений-" в искустве- это художник. способный совершать открытия метафизиическогшо характера. ИМХО
Никитка должен был снимать "тараса Бульбу", иИМХО, Бортко снял НЕ ТО! Бортко снял гламур. А Гоголь- это прежле всего гротеск. В тексте вес Трараса бульбы - 20пудов ( то есть 320кг! А сколько в таком случае должен весить конь?)
Погнали козаки ляхов и чуть не взяли Варшаву- зная истоиию. это уже "Убить Билла" - 20 самураеыв в косююмах бадди Холли с мечами.
Редкая птица долетит лдо середины Днепра ( хочется добавит- В ДЛИНУ )
Как замечательно подметил Парфенов в "Птица Гоголь", Гоголь - это даже не 2глобус краины", а глобус отдельно взятой Полтавской области. Гротеск, Тарантино.Простая история любви , семьи+ гора костей и море крови. "Убить Билла "
Имеетс\я у меня мечтание - из цикла "Если бы я стал Дино де лоурентисом"- читобы девид Линч и Никитка СОВМЕСТНО сняли"Приключения бравого солдата Швейка".
Роуд муви- всем роуд муви роуд муви. Лучшее произведение о войне - на которую они так и не доехали.
Бордель в КиральХиде снимал бы Линч - как ту красную комнату в твин пиксе
То. как они едят курицу ,сид\ в открытой теплушке на фоне прекрасного пейзажа -Никитка
Хорошо получилось бы.
Хорошая подборка. Альмадовара сюда добавим, Хотя бы "Поговори с ней"
зы: и еще я бы как де Лоурентис нашел бы денег. чтобы Элан паркер. пока он жив. переснял бы Мастера и Маргариту - с Миком Джаггером вродли Воланда
эх..ваши мечты да богу бы в уши..)))) а может уже?..кто-то где-то..
Интересно, а что Вы скажете о фильмах Питера Гринуэя?
"Поговори с ней" - а что там сюрреалистичного? (как, впрочем и в других его фильмах). Это такая слезливая мелодрамка. Мне больше нравится "Кика" и "Лабиринт страстей"(с ролью "мачо" Бандераса ).Хорошая подборка. Альмадовара сюда добавим, Хотя бы "Поговори с ней"
зы: и еще я бы как де Лоурентис нашел бы денег. чтобы Элан паркер. пока он жив. переснял бы Мастера и Маргариту - с Миком Джаггером вродли Воланда
Вы мне напомнили - "Комитментс" Алана Паркера - вот! именно это хочу сейчас пересмотреть - бегу ставить на закачку
Нравится мне этот режиссер, что сказать
Насчет Альмадовара... видите ли, своеобразный гротеск с психоделическим или психотическим оттенком как способ изображения националаного эгрегора ( или - как у Агнешки Голанд, раннего Верхувена, Ларса фон Триера, общеевропейского эгрегора) простостолько вошли в плоть и кровь современного европейского кино, что простой кондовый реализм или сентиментализм нынешнего независимого азиатского кино стал восприниматься такой новацией, как в конце 19-го века - французкий натурализм.
Вам понравилось мое выражение "психотический реализм". Такие вещи я еще называю "метафизическая сатира" ( или - "элементы метафизической сатиры"). Когда художник выпячивает не столько конкретные социальные явления, сколько- извечное несовершенство человека или Мироздания ( точнее- наши претензии к Мирозданию ) , проявляющиеся всегда и везде( собственно - они во многом и есть "эгрегор","архетипы"). Кто только в наше время над архетипами не стебался и не продолжает стебаться!
Кадждый -по своему, но - многие.Очень многие.
http://yerka.org.ru/works_7.html черт, еще и большинство картин нарисовано карандашами!!!