А мне показалось, что они наоборот уходят в Мир. По советским понятиям "широка страна моя родная, много в ней полей, лесов и рек." Вот туда они и идут.Медведь и Принцесса уходят из Мира )))
А у Захарова ещё нагляднее, они уходят вслед за королевской свитой.
Волшебник остаётся один. Здесь у меня ассоциация со "Средством Макропулос" Чапека. Она там 400 лет живёт и для неё уже чувства скучны, картонны. Вот и он забавляется. Слишком много знает. Слишком знает, что жизнь коротка. Не удержать. Ничего хорошего нельзя удержать. Поэтому и горит декорация.
Очередная картонная история волшебника. Нарисую я, а сгорит само. Неизбежно. Время так отмеряет жизнь.
"А я, на беду свою, бессмертен".(с)
Последний раз редактировалось Талия; 29.10.2011 в 16:46.
Это заключительная сцена пьесы.
**************************
Принцесса
Счастливицы! Сколько надо пережить, перечувствовать, чтобы так измениться! А я все тосковала, да и только. Жизнь, жизнь… Кто это?
вглядывается в глубину сада
Эмилия
Что вы, принцесса! Там никого нет.
Принцесса
Шаги, шаги! Слышите?
Охотник
Это… она?
Принцесса
Нет, это он, это он!
входит медведь | общее движение
Вы… Вы ко мне?
Медведь
Да. Здравствуйте! Почему вы плачете?
Принцесса
От радости. Друзья мои… Где же они все?
Медведь
Едва я вошел, как они вышли на цыпочках.
Принцесса
Ну вот и хорошо. У меня теперь есть тайна, которую я не могла бы поведать даже самым близким людям. Только вам. Вот она: я люблю вас. Да, да! Правда, правда! Так люблю, что все прощу вам. Вам все можно. Вы хотите превратиться в медведя – хорошо. Пусть. Только не уходите. Я не могу больше пропадать тут одна. Почему вы так давно не приходили? Нет, нет, не отвечайте мне, не надо, я не спрашиваю. Если вы не приходили, значит, не могли. Я не упрекаю вас – видите, какая я стала смирная. Только не оставляйте меня.
Медведь
Нет, нет.
Принцесса
За мною смерть приходила сегодня.
Медведь
Нет!
Принцесса
Правда, правда. Но я ее не боюсь. Я просто рассказываю вам новости. Каждый раз, как только случалось что-нибудь печальное или просто примечательное, я думала: он придет – и я расскажу ему. Почему вы не шли так долго!
Медведь
Нет, нет, я шел. Все время шел. Я думал только об одном: как приду к вам и скажу: «Не сердитесь. Вот я. Я не мог иначе! Я пришел».
обнимает принцессу
Не сердитесь! Я пришел!
Принцесса
Ну вот и хорошо. Я так счастлива, что не верю ни в смерть, ни в горе. Особенно сейчас, когда ты подошел так близко ко мне. Никто никогда не подходил ко мне так близко. И не обнимал меня. Ты обнимаешь меня так, как будто имеешь на это право. Мне это нравится, очень нравится. Вот сейчас и я тебя обниму. И никто не посмеет тронуть тебя. Пойдем, пойдем, я покажу тебе мою комнату, где я столько плакала, балкон, с которого я смотрела, не идешь ли ты, сто книг о медведях. Пойдем, пойдем.
уходят, и тотчас же входит хозяйка
Хозяйка
Боже мой, что делать, что делать мне, бедной! Я слышала, стоя здесь за деревом, каждое их слово и плакала, будто я на похоронах. Да так оно и есть! Бедные дети, бедные дети! Что может быть печальнее! Жених и невеста, которым не стать мужем и женой.
входит хозяин
Как грустно, правда?
Хозяин
Правда.
Хозяйка
Я люблю тебя, я не сержусь, но зачем, зачем затеял ты все это!
Хозяин
Таким уж я на свет уродился. Не могу не затевать, дорогая моя, милая моя. Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник. И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала. Вот как я тебя люблю. Одни, правда, работали лучше, другие хуже, но я уже успел привыкнуть к ним. Не зачеркивать же! Не слова – люди. Вот, например, Эмиль и Эмилия. Я надеялся, что они будут помогать молодым, помня свои минувшие горести. А они взяли да и обвенчались. Взяли да и обвенчались! Ха-ха-ха! Молодцы! Не вычеркивать же мне их за это. Взяли да и обвенчались, дурачки, ха-ха-ха! Взяли да и обвенчались!
садится рядом с женой | обнимает ее за плечи | говорит, тихонько покачивая ее, как бы убаюкивая
Взяли да и обвенчались, дурачки такие. И пусть, и пусть! Спи, родная моя, и пусть себе. Я, на свою беду, бессмертен. Мне предстоит пережить тебя и затосковать навеки. А пока – ты со мной, и я с тобой. С ума можно сойти от счастья. Ты со мной. Я с тобой. Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны, – смерть иной раз отступает от них. Отступает, ха-ха-ха! А вдруг ты и не умрешь, а превратишься в плющ, да и обовьешься вокруг меня, дурака. Ха-ха-ха!
плачет
А я, дурак, обращусь в дуб. Честное слово. С меня это станется. Вот никто и не умрет на нас, и все кончится благополучно. Ха-ха-ха! А ты сердишься. А ты ворчишь на меня. А я вон что придумал. Спи. Проснешься – смотришь, и уже пришло завтра. А все горести были вчера. Спи. Спи, родная.
входит охотник | в руках у него ружье | входят его ученик, Оринтия, Аманда, Эмиль, Эмилия
Горюете, друзья?
Эмиль
Да.
Хозяин
Садитесь. Будем горевать вместе.
Эмилия
Ах, как мне хотелось бы попасть в те удивительные страны, о которых рассказывают в романах. Небо там серое, часто идут дожди, ветер воет в трубах. И там вовсе нет этого окаянного слова «вдруг». Там одно вытекает из другого. Там люди, приходя в незнакомый дом, встречают именно то, чего ждали, и, возвращаясь, находят свой дом неизменившимся, и еще ропщут на это, неблагодарные. Необыкновенные события случаются там так редко, что люди не узнают их, когда они приходят все-таки наконец. Сама смерть там выглядит понятной. Особенно смерть чужих людей. И нет там ни волшебников, ни чудес. Юноши, поцеловав девушку, не превращаются в медведя, а если и превращаются, то никто не придает этому значения. Удивительный мир, счастливый мир… Впрочем, простите меня за то, что я строю фантастические замки.
Хозяин
Да, да, не надо, не надо! Давайте принимать жизнь такой, как она есть. Дождики дождиками, но бывают и чудеса, и удивительные превращения, и утешительные сны. Да, да, утешительные сны. Спите, спите, друзья мои. Спите. Пусть все кругом спят, а влюбленные прощаются друг с другом.
Первый министр
Удобно ли это?
Хозяин
Разумеется.
Первый министр
Обязанности придворного…
Хозяин
Окончились. На свете нет никого, кроме двух детей. Они прощаются друг с другом и никого не видят вокруг. Пусть так и будет. Спите, спите, друзья мои. Спите. Проснетесь – смотришь, уже и пришло завтра, а все горести были вчера. Спите.
охотнику
А ты что не спишь?
Охотник
Слово дал. Я… Тише! Спугнешь медведя!
входит принцесса | за ней медведь
Медведь
Почему ты вдруг убежала от меня?
Принцесса
Мне стало страшно.
Медведь
Страшно? Не надо, пойдем обратно. Пойдем к тебе.
Принцесса
Смотри: все вдруг уснули. И часовые на башнях. И отец на троне. И министр-администратор возле замочной скважины. Сейчас полдень, а вокруг тихо, как в полночь. Почему?
Медведь
Потому, что я люблю тебя. Пойдем к тебе.
Принцесса
Мы вдруг остались одни на свете. Подожди, не обижай меня.
Медведь
Хорошо.
Принцесса
Нет, нет, не сердись.
обнимает медведя
Пусть будет, как ты хочешь. Боже мой, какое счастье, что я так решила. А я, дурочка, и не догадывалась, как это хорошо. Пусть будет, как ты хочешь.
обнимает и целует его | полный мрак | удар грома | музыка | вспыхивает свет | принцесса и Медведь, взявшись за руки, глядят друг на друга
Хозяин
Глядите! Чудо, чудо! Он остался человеком!
отдаленный, очень печальный, постепенно замирающий звук бубенчиков
Ха-ха-ха! Слышите? Смерть уезжает на своей белой лошаденке, удирает несолоно хлебавши! Чудо, чудо! Принцесса поцеловала его – и он остался человеком, и смерть отступила от счастливых влюбленных.
Охотник
Но я видел, видел, как он превратился в медведя!
Хозяин
Ну, может быть, на несколько секунд, – со всяким это может случиться в подобных обстоятельствах. А потом что? Гляди: это человек, человек идет по дорожке со своей невестой и разговаривает с ней тихонько. Любовь так переплавила его, что не стать ему больше медведем. Просто прелесть, что я за дурак. Ха-ха-ха. Нет уж, извини, жена, но я сейчас же, сейчас же начну творить чудеса, чтобы не лопнуть от избытка сил. Раз! Вот вам гирлянды из живых цветов! Два! Вот вам гирлянды из живых котят! Не сердись, жена! Видишь: они тоже радуются и играют. Котенок ангорский, котенок сиамский и котенок сибирский, а кувыркаются, как родные братья, по случаю праздника! Славно!
Хозяйка
Так-то оно так, но уж лучше бы сделал ты что-нибудь полезное для влюбленных. Ну, например, превратил бы администратора в крысу.
Хозяин
Сделай одолжение!
взмахивает руками | свист, дым, скрежет, писк
Готово! Слышишь, как он злится и пищит в подполье? Еще что прикажешь?
Хозяйка
Хорошо бы и короля… подальше бы. Вот это был бы подарок. Избавиться от такого тестя!
Хозяин
Какой он тесть! Он…
Хозяйка
Посплетничай в праздник! Грех! Преврати, родной, короля в птичку. И не страшно, и вреда от него не будет.
Хозяин
Сделай одолжение! В какую?
Хозяйка
В колибри.
Хозяин
Не влезет.
Хозяйка
Ну тогда – в сороку.
Хозяин
Вот это другое дело.
взмахивает руками | сноп искр | прозрачное облачко, тая, пролетает через сад
Ха-ха-ха! Он и на это неспособен. Не превратился он в птицу, а растаял как облачко, будто его и не было.
Хозяйка
И это славно. Но что с детьми? Они и не глядят на нас. Дочка! Скажи нам хоть слово!
Принцесса
Здравствуйте! Я видела уже вас всех сегодня, но мне кажется, что это было так давно. Друзья моя, этот юноша – мой жених.
Медведь
Это правда, чистая правда!
Хозяин
Мы верим, верим. Любите, любите друг друга, да и всех нас заодно, не остывайте, не отступайте – и вы будете так счастливы, что это просто чудо!
занавес
Но таки, ув. Собеседники.. Что в Исходнике?
Кстати, вопрос плотно связан и с тем, отче-
го в обеих версиях - опущен оригинальный фи-
нал ))
Когда в крыску и в ничто кого-то. А Медведь
и Принцесса.. Кстати, ЧТО там с ними, в ис-
ходнике Шварцевском?
В исходнике они возвращаются, хотя, уже уходили от всех, причем,
ведь не просто уходили, а прощались, перед смертью.
Умирать уходили. Но - вернулись.
А вот другие персонажи пьесы, как раз и "ушли" кто куда.
Вот он, Ключик Золотой. Кланяюсь,Хозяйка
И это славно. Но что с детьми? Они и не глядят на нас.
Дочка! Скажи нам хоть слово!
ув. Волчица.
Вот так )))
Дальше - есть мысли, ув. Собесед-
ники? ))
Мммм? ))))Хозяйка
Хорошо бы и короля… подальше бы. Вот это был бы подарок. Избавиться от такого тестя!
Хозяин
Какой он тесть! Он…
Я бы взяла эту цитату чуть большей. Мне эти фразы тоже глаз
зацепили. Это, похоже, как родители и дети взрослые. Момент
создания новой семьи детей. Вот слова принцессы, повзросев -
шей вдруг - то что выделено
Но, если в фильмах этого нет, то эти дети так и не взрослеют получается?Хозяйка
И это славно. Но что с детьми? Они и не глядят на нас. Дочка! Скажи нам хоть слово!
Принцесса
Здравствуйте! Я видела уже вас всех сегодня, но мне кажется, что это было так давно. Друзья мои, этот юноша – мой жених.
Медведь
Это правда, чистая правда!
Хм. хм. Инициация - "смерть" одной стадии и переход на новый уровень, так ведь... а... э... Можно ж инициацию и "запороть" или обесценить... или...
Хозяин
Мы верим, верим. Любите, любите друг друга, да и всех нас заодно, не остывайте, не отступайте – и вы будете так счастливы, что это просто чудо!
Сын приводит невесту в дом отца. Свою семью она оставляет и
входит в эту. Собственно, как и принято практически везде.
"Дочь - оторванный ломоть".
В пьесе Хозяйка, почти сразу зовет Медведя сыном. И вот, поду -
малось - нагулял Волшебник сына на стороне, но чтоп жену, так
сильно любимую, но по какой - то причине бездетную, не расст -
раивать придумал небылицу такую. Ну, а жена, женщина - умная,
сделала вид, что поверила ) Да с другой стороны, хорошо же, что
в доме теперь молодые будут ) Создание Рода такое вот )
Это все по исходнику если.
А вот по фильмам - выходит, как - то совсем наоборот.
Тогда, выходит все приключения Принцессы и Медведя - это испытания
чувств. Ведь - мезальянс же полный. Принцесса и незаконнорожденный,
незнатный парень.
Вот и противились родители с обеих сторон этому союзу.
Угу (((( И ещё раз благодарю,А вот по фильмам - выходит, как - то совсем наоборот.
ув. Волчица.
Осталось понять - ОТЧЕГО вот
наоборот (((
Но тут я пас. Сам не понимаю
до конца (((
Просто отмечаю разницу.
Нууу... на словах - то - оно да. Король же не дурак в открытую,
против Волшебника - то. Ну или, к примеру, некий политический
деятель, против богача, с сомнительным происхождением у того,
этого самого богатства. С одной стороны, вроде и деньги эти не
лишние на избирательную кампанию, а с другой - так репутацию
подпортить можно этим сомнительным знакомством, что вовек не
отмоешься )
Первый фильм - 1964 год.
Второй - 1978.
В первом уходят вместе. Ну, наедине захотели побыть. Погуляют и вернутся. Может, это у них типа свадебного путешествия что-то такое. А во втором - никуда не делись. Остались на месте. И все у них теперь будет хорошо. Можно и так все расценить, мне кажется.
Да я тоже уже нашла - у Гарина - 1964, у Захарова - 78 )
Ну вот, в шестидесятые было довольно мощное движение - строек
комсомольских. Ехали буквально с чемоданчиком, чуть ли не с
узелком, на необжитые, пустынные места. И, в основном - именно
молодежь. Вот откуда может быть и дорога эта в фильме, и эти
самые дали - неизведанные которые. Тогда стране нужно было, чтобы
молодые не дома оставались, а ехали, причем с энтузиазмом на осво -
ение таких вот мест.
Суть одна - ув. Собеседники.
Они УХОДЯТ.
И.. Кто уж с чем остаётся.
Кстати, в последнем фильме -
все уходят в ПЕСКИ.
В никуда.
Уйти в пески - у большинства
старых народов - метафора для
..Уйти навеки в неизвестность.
У евреев тоже. Припомним, что -
Захаров еврей )) Ржууу
Последний раз редактировалось Джубал; 29.10.2011 в 17:50.
Вот здесь разница с пьесой существенная. Волшебник предполагает, что они оба могут умереть или оба жить вечно, благодаря тому, что у него получились чудеса с результатом, который даже он сам не ожидал. Т.е. любовь даёт ему силы творить и он сам верит в чудо.А вдруг ты и не умрешь, а превратишься в плющ, да и обовьешься вокруг меня, дурака. Ха-ха-ха!
плачет
А я, дурак, обращусь в дуб. Честное слово. С меня это станется. Вот никто и не умрет на нас, и все кончится благополучно.
А у Захарова трагический конец любви предречён. И музыка трагическая. И финал.