Показано с 1 по 2 из 2
Тема:

Смех и грех

  1. #1

    Смех и грех

    Смех и грех

    Смех – одно из немногих свойств, не присущих ни одному живому существу, кроме человека.

    "Когда обезьяна рассмеялась, увидев себя в зеркале, родился человек." Станислав Ежи Лец.

    Некоторые могут подумать, что несколько тысяч лет назад юмор отсутствовал или имел какую-то зачаточную форму. Но это не совсем так. При всем том, что юмор древних народов имеет весьма отдаленное отношение к тому, что под юмором понимают сейчас, юмор у людей был всегда. Как оказалось, древние жители Месопотамии были совсем не прочь подшутить над своими правителями или порядками. Недавно ученые смогли расшифровать ряд надписей на табличках с юмористическими текстами, написанными на аккадском языке, возраст которых более 3,5 тысяч лет. Археологи уверяют нас, что Месопотамия стала колыбелью всей мировой цивилизации, здесь появилось первое земледелие, скотоводство, обработка металла и гончарное дело.

    От античности до наших дней

    Единой точки зрения на том, что такое юмор и как он работает, нет до сих пор, хотя этими вопросами человечество начало задаваться изначально. Одним из первых мыслителей, сформулировавших свою теорию юмора, был Платон. Он полагал, что люди смеются, когда ощущают свое превосходство над другими. Эту идею Платон развивает, в частности, в диалоге «Филеб», где его учитель Сократ произносит такие слова: «Мы назвали смешным все слабое и ненавистным все сильное». Примерно тех же взглядов придерживался и ученик Платона Аристотель. Он задал направление дальнейшего исследования смеха, а именно в «Поэтике», определивший объектом комедии «худших людей», а, собственно, смешное как «ошибку или безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное». В комедиях Аристофана осмеянию подвергались пороки и язвы общества.


    Юмор зачастую не универсален и не переносится из одной культуры в другую. Если к этому добавить характеристики ситуации, ее пространственно-временные, национальные особенности, то задача генерации смешного, его восприятия и понимания, становится более сложной. Люди смеются всегда и везде, но по-разному. Юмор и смех – феномены, присутствующие во всех культурах, свойственные каждому человеку, возникающие в любой ситуации общения. В зависимости от страны или эпохи меняются содержание, формы и значение юмора. Чтобы это наглядно понять, достаточно посмотреть видеозаписи юмористических передач 10, 20 или 50 лет назад. Многие вещи становятся непонятными, в них уже отсутствует актуальность и искрометность.

    О боязни смеха

    Гелотофобия — это страх быть высмеянным и, как следствие, боязнь чужого смеха в принципе. Однако это не медицинский термин, и психиатры его не используют. Даже получить официальный диагноз «фобическое расстройство» человеку, не переносящему чужой смех, не так-то просто. Например, должны быть следующие проявления фобии: человек старается избегать ситуаций, в которых он будет испытывать страх и тревогу, и это меняет его поведение, образ жизни; в таком состоянии пациент находится не меньше 6 месяцев. У людей с гелотофобией часто замедляется сердечный ритм при звуках чужого смеха. Фобия не развивается внезапно. Она может появиться в ответ на издевательства: многие гелотофобы отмечали, что их дразнили в школе.
    Гелотофобы есть во всем мире, но везде это состояние проявляется по-разному. Например, в Таиланде люди принимают смех незнакомцев на свой счет чаще, чем в любой другой стране. В Дании же такие подозрения возникают крайне редко. А в Японии люди тяжелее всех переживают подшучивания над собой.

    Барселона. - Президент США Рональд Рейган, обладавший неоспоримым чувством юмора, направился в Японию с лекцией. Зачитывая свой доклад, он отпустил шутку. Переводчик немедленно донес ее до слушателей, и японская аудитория взорвалась от смеха. Закончив свой доклад, Рейган решил лично поблагодарить переводчика и спросил, как ему удалось передать японцам смысл американского анекдота. Немного смутившись, переводчик ответил: «Видите ли, я ничего не переводил, а просто сказал им, что Вы сострили».
    Этот пример взят из исследования голландского профессора Герта Яна Хофстеде, посвятившего долгие годы своей жизни изучению юмора разных народов. Эксперты так и не смогли прийти к единому мнению относительно того, что такое юмор или чувство юмора. Но по одному вопросу они все же пришли к соглашению: евреи и шотландцы вовсю шутят над самим собой, а японцы - нет.

    Смеющиеся люди

    То есть после пересечения границы анекдот, пользовавшийся успехом у наших, не воспринимается. Почему? Итальянский учёный и философ Умберто Эко утверждает, что трагедии и драмы имеют общечеловеческое значение, чего нельзя сказать о комических моментах. "Мы понимаем драму главного героя «Расемона», но не можем понять, когда и почему смеются японцы", - пишет Эко. По его мнению, как трагичное, так и комичное тем или иным образом основаны на нарушении или попрании каких-то социальных норм. «В отличие от трагедии, в юмористических произведениях нормы как бы заложены изначально, и нет необходимости их разъяснять. И эти нормы становятся особенно неоспоримыми после того, как комический жанр позволяет играть с ними и нарушать их».
    «Юмор является отражением человеческого поведения. И в каждом обществе юмор стремится подчеркнуть наиболее характерные черты культуры этого общества», - считает Хофстеде. Существует большое количество юмористов, пользующихся популярностью в своей стране, но за пределами о них никто и не слышал. Кантинфлас почти неизвестен за пределами испаноязычного мира. Ленни Брюс , наделавший немало шуму американский рассказчик юмористических историй, особым успехом в Европе не пользовался. Имя Торренте мало кому что-то говорит в европейских странах. Персонаж Фантоцци , поистине культовая фигура в Италии, неизвестен в остальных странах. Юмор Тото , сыгравшего главные роли в сотнях итальянских фильмов и работавший с Пазолини, практически не поддается переводу.


    Как считает Бегонья Карбело , профессор Научно-медицинского центра при Университете Сан Рафаэль-Небриха, занимающаяся вопросами юмора и здоровья, «американцы склонны рассказывать больше смешных историй, чем анекдотов и вообще больше любят комиксы и карикатуры. Они используют юмор для того, чтобы разыграть других. Или для того, чтобы преодолеть жизненные трудности, рассматривая это как один из способов выживания. Они способны смеяться даже над ураганом «Катрина». Англичанин больше прибегает к иронии и игре слов, используя это для привлечения внимания. Ему главное заявить о своем статусе, не особенно заботясь о том, остроумно это или нет. Такой юмор помогает им выходить из сложных положений. Испанский юмор же, наоборот, сфокусирован на самом рассказчике. В нем заложено множество двусмысленностей и смеха.


    Как правило, анекдот пользуется большим успехом в той стране, где существует табу, которое хотят подвергнуть нападкам или нарушить. Поэтому анекдоты в адрес Папы Римского можно часто услышать в Италии или Ирландии. В других странах они, по всей видимости, не будут иметь успеха. Алан Дандес , специалист по фольклору из Калифорнийского университета в Беркли, указывал, что американские анекдоты носят скорее национальный, чем политический характер, поскольку в силу неограниченной свободы прессы в этой стране политики получают на орехи практически ежедневно. Но при этом они чувствуют себя не столь уютно, когда обсуждают такие вопросы, как сексуальность. Соответственно, лучшей темы для анекдотов не придумаешь.
    Точно так же, в стране, где урезаны политические свободы, наибольшей популярностью пользуются анекдоты в адрес власть имущих. Дело в том, что в анекдотах всегда заложен некий подрывной смысл, и в таких обстоятельствах они могут рассматриваться как одна из форм гражданского неповиновения.

    Но всё дело в том, что юмор устаревает. Древние римляне могли смеяться до упаду, наблюдая за боем гладиаторов в Колизее. Подобное зрелище в XXI веке выглядело бы ужасающим. С другой стороны, другие элементы юмора выдерживают испытание временем. Кинокартины Монти Пайтона и сейчас продолжают вызывать смех у зрителей самых разных стран.

    Пример так называемого анекдота с "бородой":

    Сразу же после падения Берлинской стены в СССР возник класс нуворишей, кичившихся друг перед другом своими деньгами. Один олигарх говорит другому: "Я купил себе галстук за 1 тысячу долларов". А другой ему отвечает: "Мне повезло больше, я нашел магазин, где тот же самый галстук продают за 10 тысяч!" В нынешнюю эпоху этот анекдот уже не покажется столь остроумным, потому что он соответствовал определенному историческому контексту – переходу от коммунизма к рыночной экономике. Но это отнюдь не означает, что в обществе, находящемся в подобном положении, этот анекдот будет воспринят.

    "Я верю, что могущество смеха и слез сможет стать противоядием от ненависти и страха..." Чарли Чаплин.

    По предположению исследователей, насмешки, ирония и сарказм происходят от ритуально-сардонического смеха. У многих первобытных языческих народов смех символизировал жизнь, его применяли как оберег, который мог во время убийства или смерти оберегать от мести мертвых сардоническим смехом. Люди пытались отогнать от себя страх смерти, демонстрируя полноту и сохранность своей жизни. Это был смех, проникнутый страхом. В современном толковании сардонический смех – злобный, язвительный, презрительный, направленный на моральное уничтожение противника, врага.

    "Черный" юмор — особенно санкционированный авторитетными взрослыми: родителями и учителями — размывает границы добра и зла. Смех, как уже не раз говорилось, имеет свойство заглушать страх. Да, в каких-то случаях это бывает полезно.

    Юмор и Библия

    Учитывая религиозный постулат о том, что человек есть образ и подобие Бога, возникает вопрос – есть ли юмор у Творца, Ангелов? Чтобы попытаться приблизиться к пониманию темы, для начала необходимо обратиться к Священному Писанию.
    Примеры юмора в Библии немногочисленны – это объясняется, прежде всего, идеологическим, религиозным назначением Книг Библии. Религиозная идеология несовместима с юмором в собственном смысле слова. Как мы знаем, Книги Библии делятся на законоположительные, исторические, учительные, пророческие и поэтические. История, закон и наставление не могут быть по определению несерьезными, библейские пророки призывали к покаянию, а поэзия псалмов Давида и притчей Соломона имели свою глубину и красоту.
    В тексте Торы (Пятикнижие) нет ни намёка на юмор или сатиру, и это подтверждают сами раввины. Такую ситуацию можно понять, ведь, к примеру, Конституция страны, различные кодексы не имеют ничего смешного и забавного. Точно так же и в Законе Божием не предусматриваются юмористические моменты.
    Библейские Книги дохристианского периода называют Ветхим Заветом, а слово «завет» означает «завещание, наставление, совет». Это закон и своего рода инструкция безопасности для человека, полученная от Бога – как пользоваться своей жизнью, если применять все советы Библии и жить по её принципам. Наш Создатель оставил для нас и дал инструкцию из любви к нам, чтобы мы были защищены. Любые инструкции и правила, касающиеся важных вещей в жизни человека, также не имеют ничего веселого, и это справедливо относительно Библии.
    Завет еще толкуют и как "договор, союз". Соответственно, что может быть веселого в договоре? В любом коммерческом и деловом договоре или соглашении, а также в межгосударственных договорах не наблюдается юмористических вещей. В священных Книгах христианства – в Новом завете – юмор совершенно отсутствует.

    О юморе нерелигиозных и верующих

    Так как переживания вряд ли могут в одно и то же время рассматриваться как важные и как тривиальные, следовательно, мы не можем одновременно что-то осмеивать и почитать. Мы можем и шутить, и молиться по поводу одних и тех же тревожащих жизненных событиях, но не в одно и то же время. От превращения в циника религиозного человека удерживает убеждение, что на свете есть более важное чем смех, тп есть признание того факта, что и смеющийся, и сам смех имеют свое место в системе вещей.
    Верующие люди признают тихую радость и светлую улыбку, но не безудержный смех. Интересное сравнение в физическом плане смеха и улыбки. Чтобы засмеяться, мы задействуем 15 мышц; чтобы улыбнуться, их нужно не меньше. Однако в разных улыбках используются разные мышцы! Смех всегда одинаков и рефлексивен, вариантов улыбок может быть множество. Интересно также, что люди смеются только на выдохе! А улыбаться можно и на вдохе и на выдохе, спокойно. «Поделись улыбкою своей, и она не раз к тебе вернётся» – поётся в одном детском мультфильме. По мнению верующего удовольствие юмора кратковременно и быстро проходит, как только исчезает его источник, а радость – это одно из тех богатств, которые мы собираем для жизни вечной.

    Юмор у Ангелов

    Может ли соответствовать ангельское устроение с подобными вещами, какие приняты у людей? Ангел в переводе с греческого – вестник или посланец. Он может приносить вести, радостные или грустные. Но не смешные.

    Смех в Библии ассоциируется с насмешкой, глумлением над слабостью, страданием или грехом. Слово «шутить» встречается в Писании всего лишь раз, также в негативном смысле. Например: «Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть, так – человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: «Я только пошутил» (Притч. 26:18–19). Царь Соломон считает шутника «притворяющийся помешанным».

    У пожилых

    В связи с тем, что пожилые люди проводят большую часть времени вдали от общества. Это, в свою очередь, сказывается на количестве и качестве общения. В связи с этим афоризмы люди пожилого возраста используют гораздо реже, чем представители более молодых социальных групп. Благодаря ряду исследований юмора, которые были проведены американскими учеными среди пожилых людей, было выявлено, что, несмотря на большее удовольствие от использования иронии и шуток, с возрастом люди сталкиваются со все большими трудностями при их интерпретации. Это обусловлено, в первую очередь, ослаблением работы механизмов, направленных на их обнаружение и анализ. Также было выявлено, что пожилые гораздо реже и меньше смеются, чем люди в более молодом возрасте. Кроме того, агрессивные черты чувства юмора (когда высмеиваются другие люди) с возрастом находили все меньшее применение при создании тех или иных шуток. Необходимо отметить, что с возрастом люди становятся особенно чувствительны к шуткам о возрасте, при этом сильное влияние на интерпретацию юмора оказывают уровень интеллекта, образование и религия. Нередко на юморе пожилых людей сказываются хронические заболевания. Как правило, в большинстве случаев это связано со снижением когнитивных функций. Ранее предпринимались многочисленные попытки, направленные на использование юмора в качестве одного из компонентов терапии для лечения пациентов пожилого возраста. Предполагалось, что положительные эмоции могут не только снижать риск прогрессирования сердечно-сосудистых заболеваний, но и избавлять от депрессии, которая часто становится причиной суицидов.

    Обратная сторона юмора. Признак деменции

    Учёные из Университетского колледжа Лондона, изучив симптомы старческого слабоумия, пришли к выводу, что внезапно проснувшаяся весёлость может быть признаком начинающейся деменции. Например, человек может полюбить глупые комедии, пошлые шутки, смеяться над кадрами трагедий, стихийных бедствий. Проблемы близких тоже его часто веселят. Скажем, он может начать хохотать, если родственник обожжёт руку или, зацепившись ногой за диван, рухнет на пол.
    Подобное изменение чувства юмора может происходить за несколько лет до наступления других симптомов деменции: ухудшения памяти, психических нарушений и прочее.

    Положительные качества смеха

    Смех и хорошее чувство юмора помогают предотвращать болезни сердца. Люди с такими патологиями (в частности с ишемической болезнью сердца) смеются на 40 процентов реже своих здоровых сверстников и хуже распознают юмор. Почему так происходит? Хронический стресс приводит выработке адреналина, из-за чего сужаются сосуды. В результате повышается риск развития аритмии и инфаркта миокарда. А смех сокращает количество гормонов стресса. Это приводит к снятию спазма, расширению сосудов и улучшению кровотока. Также исследователи предполагают, что благодаря смеху повышается уровень ЛПВП («хорошего» холестерина).

    Медицина смеха

    Во время смеха в организме человека снижается уровень стрессовых гормонов адреналина и кортизола, а количество гормона удовольствия — эндорфина — увеличивается. Кроме этого, смех обладает анестизирующим действием. Конечно, операционный наркоз смех пока заменить не может, но лечение смехом является признанной частью терапии в ведущих клиниках мира. Особенно «смешными» больницами являются больницы в Израиле, где уже несколько лет практикуется лечебная клоунада. Волонтеры, желающие лечить смехом, проходят специальное обучение и успешно работают во всех стационарных больницах Израиля. Также необходимо сказать о так называемой Каула-йоге или йоге смеха. В её основе лежит методика коллективного смеха и дыхательных упражнений. Её разработал в 1995 году индийский врач Мадан Катарья. Каула-йога, которая позволяет людям смеяться на протяжении двадцати минут «без причины», делает людей более стрессоустойчивыми, миролюбивыми и в целом здоровыми. Во время смеха человек потребляет больше кислорода, у него нормализуется артериальное давление.

    Смех и любовь

    Биохимия любовных отношений и смеха практически идентичны. Во время обоих процессов выделяются эндорфины, стимулируется множество групп мышц, а сам смех может восприниматься в качестве "безопасного оргазма". На факультете психологии и психотерапии Университета Торонто в Канаде проводились исследования, доказавшие, что у женщин во время секса и смеха возбуждаются одни и те же участки мозга. Совпадают при двух процессах также и фазы, через которые проходит человек во время секса и человек во время любовной игры, от учащенного дыхания и усиления кровообращения до последующего этапа спада и расслабления.

    Смехотерапия (гелотология), как наука, берёт своё начало в Америке. Основоположником её стал американский психолог Норман Казинс, который победил смертельную болезнь с помощью смеха. Он так и вошёл в историю, как "человек, рассмешивший смерть". Учёные из США после такого сенсационного случая провели немало исследований и пришли к выводу, что смех можно считать одним из основных способов лечения в психотерапии.

    Как показывает статистика, современные дети до шести лет смеются в среднем до 300 раз в день, взрослые — в 10-15 раз меньше.

    Ученые предполагают прямую связь между чувством юмора и интеллектом.

    Юмор выступает как своеобразный тренажер креативности, так как сочинить прямолинейное выражение намного проще, чем саркастическое.

    Израильские ученые доказали, что при ЭКО смех увеличивает шанс на зачатие ребенка.

    Зарубежные учёные создали компьютерную «модель смеха», которая показала, что когда человек смеётся, мышцы лица испускают особые импульсы, положительно влияющие на деятельность мозга и нервную систему. Смех влияет на организм человека следующим образом:

    Избавляет от депрессии. Если искренне смеяться на протяжении одной минуты каждый день, можно добиться эффекта глубокой релаксации, которую даёт 45-минутный сеанс психотерапии;

    Укрепляет иммунитет. Смешливость, юмор способствуют увеличению в организме иммуноглобулина А, который защищает слизистые оболочки от внедрения вирусных инфекций;

    Лечит сердечнососудистую систему. Весёлый хохот по эффективности можно сравнить с 10- минутными занятиями физкультурой на свежем воздухе. После смеха кровяное давление приходит в норму, что очень полезно для гипертоников;

    Тренирует дыхательную систему. Весь секрет заключается в чередовании коротких и длинных вдохов, выдохов. В результате воздух полностью выходит из лёгких и в них улучшается газообмен (в три раза). Также это хороший способ избавиться от комплексов, которые возникают при неправильном дыхании;

    Улучшает фигуру. Во время смеха работает около 80 групп мышц, нагрузку которых можно сравнить с 15-минутной ездой на велосипеде.

    Налаживает отношения. По мнению психологов, смех — это социальный фактор, который объединяет людей, избавляет от негативных эмоций, улучшает настроение. Даже улыбка через силу может сыграть решающее действие в примирении.

    "Что бы там ни было, никогда не принимайте жизнь слишком всерьез – вам из нее живьем все равно не выбраться."
    Кин Хаббард

    "Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться с ней серьезно – смешно. Обращаться несерьезно – опасно."
    Рюноскэ Акутагава

    Чувство юмора развивается постепенно

    Способность смешить и смеяться над шутками – отнюдь не врожденное качество.

    У взрослых и у детей разные представления о смешном. Из-за чего порой и происходят недоразумения. Вы обращали внимание, над чем обычно смеются дети, когда смотрят мультфильмы? Персонаж мультика упал в лужу, сел мимо стула, врезался в фонарный столб и расплющился в лепешку… Взрослые досадливо морщатся, слыша детский смех в этих, по сути, малоприятных моментах, а некоторые мамы даже упрекают свое чадо в жестокости. Но в действительности это проявление не жестокости, а неразвитости чувства юмора: детей смешит неожиданность ситуаций. Сострадать же другим они еще не научились.

    В сущности, мы, взрослые, смеемся над такими же недоразумениями, только они облечены в более сложную форму. Скажем, мы не будем смеяться над тем, что два героя пятятся по сцене, якобы не замечая один другого, и в конце концов сталкиваются спинами. Но ситуация, когда герой, зайдя по ошибке в чужую квартиру, укладывается в чужую постель, где его впоследствии обнаруживает хозяйка (сюжет кинофильма «Ирония судьбы»), вот уже много лет подряд вызывает смех и у нас. А вспомните всемирно знаменитые фильмы Чарли Чаплина! Разве забавные эпизоды из "комедий положений" чем-то принципиально отличаются от пресловутого падения в лужу?

    Вообще, чувство юмора формируется у детей довольно поздно. И его, как и многое другое (например, эстетический вкус или грамотность), нужно развивать. Вы, наверное, обращали внимание на то, что так называемые «детские анекдоты» обычно кажутся взрослым глупыми. Или наоборот, наши шутки зачастую вызывают у детей недоумение: это обусловлено и различиями жизненного опыта, и возрастными особенностями, от которых во многом зависят наше мышление и эмоции. Отчасти поэтому родителям и детям не очень легко бывает найти общую почву для шуток.
    Весь секрет заключается в чередовании коротких и длинных вдохов, выдохов. В результате воздух полностью выходит из лёгких и в них улучшается газообмен (в три раза). Также это хороший способ избавиться от комплексов, которые возникают при неправильном дыхании;

    На сегодняшний день не имеется достоверных данных, говорящих о пользе использования различных форм юмора и их влиянии на здоровье человека. Но как видно из вышесказанного человек приходит в этот мир не имея чувства юмора и теряет его уходя из него.

    Считается, что слово юмор произошло от греческого «humor», связанного с гуморальной медициной древних греков, считавших, что здоровье и эмоции человека определяются балансом жидкостей. Представление о том, что умеренность, соблюдение меры способствуют сохранению здоровья, характерно и для медицины Древнего Востока. Речь идет не только об излишествах в еде и неумеренности в наслаждениях разного рода, но и о правильных соотношениях излишеств и недостатков в восприятии окружающего мира. Оригинально и образно рассказывает об этом тибетский медицинский трактат «Чжуд-ши»: если в течение долгого времени слушать только приятные речи и звуки, рассматривать только красивые картины и пейзажи, вдыхать ароматы — это излишество, которое может спровоцировать болезнь. И наоборот, если долго смотреть на устрашающие объекты, слушать раздражающие звуки, вдыхать дурные запахи — это недостаток, способный также вызвать заболевание. Слишком много размышлять или разговаривать — недостаток. Прилагать слишком много усилий для осуществления разных дел — излишество, которое вредит здоровью.
    Вот фрагмент «Поэмы о медицине» Авиценны (XI в.), содержащий рассуждения об умеренности в движении и покое:

    О движении и покое

    В гимнастике умеренность нужна, Пусть будет главным правилом она. Умеренность не изнуряет тела, Но очищает организм всецело... Опасны перегрузки в упражненье, Которые ведут к изнеможенъю: Сгорает тело, влаги лишено, Им внешнее тепло поглощено. Болезни мучат нервные жестоко, — И человек стареет раньше срока. Бесцельны долгий отдых и покой: В излишествах нет пользы никакой. Коль человек недвижен, вредный сок Заполнит тело, и еда не в прок.

    Представление о пневме

    Болезненный процесс в организме египтяне часто рассматривали как результат изменения крови, однако основную роль играла пневма — невидимое вещество, содержащееся в воздухе. При вдохе она поступает в легкие, оттуда — в сердце, а из сердца — в артерии, которые, как полагали в древности, были наполнены не кровью, з отличие от вен, а пневмой. Далее по сосудам пневма разносится по всему телу.
    По мнению египтян, вдыхаемый воздух был «живым», а выдыхаемый — «мёртвым». «Клянусь дыханием ноздрей моих и любовью богов» — читаем мы в египетских хрониках. С дыханием связывалось представление о божественной «жизненной силе» по имени Ка; боги тоже имели Ка, но в отличие от людей — не одну. Так, у бога Ра было четырнадцать Ка. Несколько Ка было и у царей.
    Здоровье сохраняется до тех пор, пока свойства крови и пневмы нормальны. Изменение этих веществ иногда приобретает характер гниения, которое и вызывает болезнь. Лечение часто имело целью выведение из тела «гнилостных» веществ при помощи рвотных и слабительных средств.

    В медицине разных стран древнего Востока сформировались понятия о жизненной энергии человека, подобной пневме. Ее свойства зависели в основном от дыхания и движения крови. Это китайская «ци» и индийская «прана», с которыми мы познакомимся в соответствующих разделах. Египетское представление о пневме было заимствовано медициной греков и получило развитие в греческой философии. Аристотель объяснял ее присутствием многообразные проявления жизни в животном и растительном мире. Одним из основателей «пневматической» системы в медицине считается Ате-ней, знаменитый врач, живший в Риме в середине I в. Согласно его учению, пневма попадает в сердце, а оттуда по сосудам переносится по всему телу человека. Соединение пневмы с теплотой и сухостью может быть причиной острых заболеваний, с холодом и сыростью — хронических.
    При смешении пневмы, холода и сухости может наступить смерть, делающая все сухим и холодным. В европейскую медицину представление о пневме проникло благодаря сочинениям великого римского врача Галена, младшего современника Атенея.

    Смех и плач представляются сложными, взаимно-контрастирующими явлениями . Безграничная радость располагает к грусти и слезам. Безграничное горе вызывает смех. Эту силу контраста чаще и легче всего можно наблюдать у детей, которые не имеют причин маскировать свои переживания и сдерживать свои чувства. У них часто можно видеть, даже без всякой видимой причины, переход от слез к смеху и обратно.
    Из анатомии нам известно, что плачем и смехом управляют:

    = дыхательные мускулы
    = мускулы лица
    = слезные железы

    Движение дыхательных мускулов.

    Смех и плач суть рефлективные движения дыхательных мускулов, вызванные внешними (действующими на тело) или внутренними причинами.

    Внешние причины плача и смеха.

    Внешними причинами плача и смеха являются боль и щекотание, т. е. различные впечатления сенситивных нервов. Сильные впечатления сенситивных нервов очень легко поражают дыхательные нервы и нарушают их ритмичные движения. Так, например, дыхание останавливается, если сразу погрузиться в холодную воду.
    В процессе обыкновенного дыхания дыхательные мускулы находятся в состоянии покоя, и воздух выгоняется давлением грудной полости.
    При смехе струя воздуха выдыхается толчками, при рыданиях таким же образом вдыхается.
    Щекотание возбуждающе действует на сенситивные нервы и посредством их возбуждает и нервы дыхательных мускулов. Боль, как причина рыданий, производит ослабляющее влияние на сенситивные нервы и через них на дыхательные мускулы.
    Итак, смех есть усиленное выдыхательное движение, рыдание - ослабленное вдыхательное движение.

    Как продолжительное щекотание переходит в болезненное ощущение, так и продолжительный смех носит болезненный характер. Вот почему при сильном смехе на лбу появляются вертикальные морщинки, служащие мимическим выражением неприятного чувства. При очень сильном смехе, вследствие учащенных и сильных выдыхательных движений, дыхания нехватает, и личные мускулы судорожно сокращаются. Это болезненное ощущение мимически проявляется выражением горечи в форме рта.
    Движения мускулов лица при плаче. При рыдании рот открывается и растягивается. В то же время все личные мускулы сокращаются, как будто все органы чувств неприятно поражены: на лбу появляются вертикальные морщинки, во рту выражение горечи, а ноздри опускаются вниз.

    Вывод о смехе и юморе в природе человека можно сделать такой:

    = На сегодняшний день не имеется достоверных данных, говорящих о пользе использования различных форм юмора и их влиянии на здоровье человека. Но как видно из вышесказанного человек приходит в этот мир не имея чувства юмора и теряет его уходя из него.

    = ВОЗДУХ является основной составляющей состояния смеха или горести.

    = Следует задуматься, если у вас отсутствует чувство юмора, возможно в теле накопилось много "мёртвого воздуха" который надо выдохнуть (По мнению египтян, вдыхаемый воздух был «живым», а выдыхаемый — «мёртвым».


    Дыхание – это первое действие, которое мы совершаем сразу после появления на свет. Оно позволяет нам поддерживать достаточное количество кислорода в крови, что в свою очередь обеспечивает нормальную деятельность организма: питает ткани и клетки, давая им возможность обновляться, участвует во всех основных химических реакциях, обеспечивает работу системы обмена веществ, которая выводит шлаки и токсины. Правильное дыхание очень важно для поддержания здоровья.


    Различные виды дыхания и специальные дыхательные упражнения имеют свои цели и дают различные физические и психологические эффекты. Правильное дыхание действительно творит чудеса. Но прежде чем выбрать комплекс дыхательных упражнений для себя, стоит проконсультироваться с профессионалом. Возможно, что вам подходит какая-то конкретная техника. Не стоит относиться к дыхательной гимнастике скептически. Эта методика известна еще с древних времен, она действительно позволяет избавиться от душевных и физических недугов. Главное – это грамотный подход.

    "Ци" — жизненная сила

    В разговоре о философском аспекте медицины Древнего Китая нельзя не упомянуть о понятии ци. «Все существа, — писал в V в. до н.э. великий китайский философ Лао Цзы, — носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию». Ци — жизненная сила, связанная с кровью и дыханием, характеристика ритмичной работы человеческого организма в целом, совокупности всех его систем. Под действием инь она движется вниз, под действием ян — вверх и постоянно находится в процессе сгущения или рассеивания. Все вещи в мире, в том числе и человек — наполнены ци. Сгущаясь, она образует видимые вещи, в состоянии предельного рассеивания представляет собой пустоту.

    Буквально ци означает «газ», «эфир». Иногда это понятие переводят как «пневма». Смысл его близок к толкованию пневмы египетскими врачами. «Когда ци сгущается, — учит китайский трактат XI в. «Чжэн мэн» («Наставления неразумным»), — она становится очевидной и возникают телесные формы. Когда ци рассеивается, она более не очевидна, и телесных форм не существует».
    Эти рассуждения напоминают учение греческого философа Анаксимена, представителя милетской школы (VI в. до н.э.), считавшего первоосновой мира беспредельный воздух. Все вещи в мире, по его мнению, образуются из воздуха путем разрежения или сгущения. Результат разрежения воздуха — огонь, сгущения — туман, вода, камни, земля и все вещи в мире. Воздух находится в непрерывном движении: если бы он был неподвижен, то он, как считал Анаксимен, не мог бы видоизменяться и порождать многообразные вещи.
    Ци определяет энергию человека. Для врача существуют вполне конкретные источники ци в организме. Их три:

    = наследственное (заложенное от рождения),
    = обусловленное особенностями дыхания,
    = обусловленное питанием.

    И наконец, чрезмерная радость может сигнализировать о том, что "смех без причины - признак дурачины". Несмотря не множество положительных сторон к смеху надо относиться осторожно, как к лекарству, которое тоже имеет свои побочные эффекты. Всё должно быть в меру, иначе эмоции могут вас переполнить.

  2. #2
    Ув. Ирина, и что Вы хотите сказать этой простынёй, склеенной из кусков статей с просторов интернета?

Похожие темы

  1. Френдзона, смех сквозь слезы и любовь-морковь
    от Джина в разделе Любовь и Взаимоотношения
    Ответов: 17
    Последнее сообщение: 30.07.2013, 22:12
  2. Страшное чувство вины за грех, совершенный в детстве
    от rustam в разделе Психология Личности
    Ответов: 15
    Последнее сообщение: 01.03.2013, 00:34
  3. Ответов: 162
    Последнее сообщение: 05.08.2010, 18:56

Социальные закладки

Социальные закладки
Добавить тему в :
© Все права защищены. vezha.com, 2008-2018 - ребенок после развода | На этом форуме по психологии можно получить бесплатную помощь психолога, консультацию психотерапевта онлайн. | Powered by vBulletin™ | Copyright © 2013 vBulletin Solutions, Inc. | Перевод: zCarot | Digital Point modules: Sphinx-based search