Психологические защиты. Идеализации и обесценивание.
В прошлый раз мы говорили, что у младенца окружающий мир и собственное Я составляют единое целое. Затем, в процессе развития, у малыша появляется переживание собственного Я: «Я есть особый вид личности». Ребенок делает великое открытие своей отдельности от других людей.
Позиция всемогущества и полного владения миром, существующего лишь ради данного человека, уступает место новому взгляду. Мир существует на своих собственных условиях. Более того, он населен и разделяем с другими людьми, каждый из которых обладает собственным внутренним миром. Впервые становится возможным ознакомиться с миром, который одновременно является частным и разделяемым. Открытие собственной индивидуальности означает открытие своей отделенности от других людей. Затем образ индивидуального собственного Я и образ другого человека (объекта) интегрируются. Это позволяет ребенку воспринимать себя и объект, независимыми. Ребенок получает научается воссоздавать в уме не только сам объект, но и взаимодействия с ним.
Знание того, что другой (объект) находится где-то внутри его личного внутреннего мира, возбуждает интенсивное стремление к другому. Это дает начало активному фантазированию об объекте и желанию присутствовать в мире объекта. Ребенок нуждается в знании и чувстве того, что он занимает важное место в мыслях матери. Ему необходимо знать, что он живет и присутствует в ее внутреннем мире как любимый и принимаемый, что для него будет сделано все возможное. В этот период ощущение и переживание собственной идентичности еще очень хрупкое. Знание, что о тебе думают другие имеет огромное значение для сохранения и поддержания Собственного Я. Таким образом, примитивные фантазии о собственном всемогуществе сменяются фантазиями о всемогуществе заботящегося лица.
«Папа может, папа может все что угодно,
Плавать брассом, спорить басом, дрова рубить».
Помните эту песенку?