заканчиваю воспроизводить по памяти 40 лет спустя курс украинской литературы в советской школе 70-х.
ХХ-й век.
Коцюбиньский
13) "Ітремеццо" и еще какое то произведение которое не запомнилось.
Был впечатлен изощренным техническим мастерством автора , но ни сюжет, ни действующие лица не запомнились вообще.
Этот как Кит Джарет: техника игры на фортепиано консерваторская, видно что великий джазовый пианист, а ни одной мелодии не помню даже приблизительно ( у не менее техничного Чика Кории помню как минимум пять мелодий, хотя тоже отнюдь не попса и даже не рок н ролл)
14) Іван Франко, "Борислав сміється" ( "Борислав" - историческое название Ивано-Франковска, переименованного при советской власти в честь Ивана Франко который там родился)
Иван Франко большую часть жизни провел в Вене, где был репортером полицейской хроники , в газетах писал по немецки.
По политическим убеждениям был анархистом, но поскольку он не был ни монархистом ни христианским демократом, ни либералом, выдать его за сочувствующего коммунистическому движению хотя как это бывает у творческих людей недостаточно последовательного чтобы дорасти до вступления в компартию большевикам было много проще чем скажем львовянина Зохер-Мазоха).
Это был первый на моей памяти украинский автор, читать которого было не ржачно а интересно- настолько же насколько интересно было читать Драйзера на которого он больше всего имхо похож.
Хорого прописанные персонажи, крепкие психологические детективы.
В школе проходили единственное его произведение которое было не про помещиков и средний класс а имело отношение к пролетариату.
Остальное уже самостоятельно.
Большевики пытались сделать из него" западенского Тараса Шевченко 20-го века" ( то есть кастрировать как они кастрировали самого Тараса Шевченко, состарить, и сделать из него страдальца и вдобавок колхозника) и надо сказать небезуспешно ( когда в начале 90-х сняли первый сериал по тому Франко которого не проходили в школе, еще советская публика не верила что это Иван Франко. К сожалению, этот сериал был и последним).
"Борислав сміється" посвящен событиям на западноукраинских нефтяных приисках в начале 20-го века ( так мы на востоке Украины узнали об их существовании) ,про то как профсоюзы на ранних стадиях своей эволюции неотличимы от мафии, и что они сплошь и рядом используются для рейдерских атак хозяев бизнеса на конкурентов ( информация потом очень пригодилась в новые времена).
К советской идеологии это привязали легко ( "вот что значит отсутствие руководящей и направляющей роли коммунистической партии") и это в данном случае не воспринималось притянутым за уши.
Надо заметить, до жесткого запрета на украинский язык на территории Российской империи на нем писали в основном общедоступную юмористику ( что характеризует), во время, как раз тогда когда в Европе был тренд на художественную прозу и бытописательство - самиздат ( что сильно повлияло, от чего такой избыток тоски и все исключительно про бедных и очень бедных).
Когда же запрет исчез, наступила революция и очень длинная гражданская война, и писали в основном декреты, директивы и протоколы допросов.
В Западной же Украине ( то есть в Австро-Венгрии) в начале 20-го века с литературой происходило то же самое что в той же Чехии: появилась проза для обычных людей, которых интересуют такие же люди только в необычных ситуациях или с необычными характерами (обычных мы видим и так каждый день).То есть литература, которую интересно читать и которую есть смысл читать без принуждения.
Но это движение мы уже не проходили - по понятным причинам.
итак:
Советский период:
15) "Загибель ескадри" пьеса про гражданскую войну, аналог "Оптимистической трагедии" ( со всеми поправками) автора хоть убейте не помню ( хотя пьесу потом время от времени ставили в советское время например в театре Вахтангова).
История о том как в 1918-м топили в Севастопале флот чтобы не достался врагу ( архетипично))
.В отличипе от "Оптимистической трагедии" действие происходит попеременно в обоих лагерях.
В школе разыгрывали комический момент : диалог кэпа князя Кнорриса ( у Вахтангова его играл Лановой) и боцмана Кобзы об искусстве.
16) упомянутые ув. Адорабль "Вершники" Яневського о гражданской войне: коктейль из "Братьев Карамазовых" и "Тихого Дона" как если бы это снимал Александр Довженко.
( в отличие от Тихого Дона намного короче и нет любовной линии, в отличие от "Братьев Карамазовых" отец- хороший человек и тоже отсутствует любовная линия). В итоге это скорее "Махабхарата в степях Украины"
17) поэзия Павла Тичини: это был превосходный лирик, напоминающий Райнера Мария Рильке, но проведя некоторое времени в подвалах НКВД остался жив но стал фактически основоположником формата "трактор в полі дир дир дир. Хто за що- а ми за мир: хай живе наш бригадир"( который почти на 70 лет стал майнстримом украинской официальной поэзии).
Обогатил неформальный украинский школьный фольклор бессметрными строчками "На майдані коло бані спить Тичина в чемодані"
18 ) проза Олеся Гончара: роман "Прапороносці", про войну. Украинская версия "Они сражались за родину" . Проза качественная, живая и в высшей степени политкорректная. Ощущение скорее не от военного романа а от "романа путешествий" потому что описываемое подразделение проходит всю Европу и по ходу жизни описывается то что они там видят. Как для украинского национального продукта совсем мало юмора ( он есть но есть с чем сравнивать- см выше). События описываются так как будто это бригада гестарбайтеров из "Миколы Джери" едет куда то на работу но теперь- на танке.
Вуйко Хома Хаецкий по ходу в простых выражениях объясняет встреченным чехам венграм и немцам о преимуществах социализма ( о котором сам узнал только в 1939-м).
Хоть роман про войну, от него веет непробиваемым спокойствием и уверенностью что все будет хорошо, потому что мир вокруг такой какой он есть другим быть и не может .
ВСЕ.
Сумамарное впечатление:
1)Украинцы- веселый народ склонный к авантюризму, но когда у них падает планка то "русский бунт бессмысленный и беспощадный"- в сравнении- детский сад.
2)Без руководящей роли коммунистической партии и Советского государства они начнут воровать друг у друга, кидать друг друга и в конце концов друг друга порешат.
("проза про бедных"периода самиздата 19-го века обращает на себя внимание тем, что там например, напрочь отсутствет у персонажей из высших страт даже мысль о благотворительности. Человек человеку там исключительно жопа. В сравнении например с Диккенсом и Бальзаком с Гюго это особенно заметно)
"Прошивка" эта как показали последующие события в Украине, вплоть до сегодняшнего дня, оказалась что называется - "стабильной и функциональной" ((
Видимо, она хорошо соответствует исходному "железу" как сказал бы айтишник.
PS: я воспоминал курс для хай скул ( то есть 8-10-й классы по советски или 9-11 сейчас)
с 5-го по 7-й классы мы тоже изучали украинскую литературу в том числе произведения авторов, которых потом учили в хай скул.
Это были произведения не столько для детей ( не говоря - преимущественно не для детей) сколько ПРО детей.
( плюс авторизованные народные сказки, в основном их авторизовал Иван Франко).
Произведения ПРО детей "самиздатовского" периода можете себе представить сами.
Кое что запомнилось.
Например, история про мальчика который замерзал в лесу и замерзая видел разных магических существ ( автор видимо знал немецкий потому что "Лесной царь" на русский и на украинский в то время еще переведен не был).
ну, и "абабагаламага" ( рассказ называется "Грицева шкільна наука")