Архитекторы моды. Часть 2.
Кристобаль Баленсиага (1895-1976). Обманчивый минимализм
|
Фото 1. Кристобаль Баленсиага. Фото 1950-х г.
|
Если сегодня спросить людей, далеких от мира моды, кто такой Кристобаль Баленсиага (Cristobal Balenciaga), большинство удивленно пожмет плечами. А ведь совсем недавно его имя гремело и в Старом, и в Новом Свете, им восхищались даже его коллеги, многие из дизайнеров того времени и современных называли его своим учителем, у него одевались такие звезды мировой величины, как королевы Испании и Бельгии, принцесса Монако, герцогиня Виндзорская, Полин де Ротшильд, Мона фон Бисмарк, Ингрид Бергман и Марлен Дитрих. У него начинали свою карьеру модельеры Андре Курреж и Оскар де ла Рента, Юбер Живанши и Эммануэль Унгаро, а легендарная Коко Шанель говорила о нем: "Он единственный Кутюрье в прямом смысле слова – все остальные дизайнеры".
Жизнь его была также удивительна, как и его модели. Он появился на свет в маленькой баскской деревушке, первые уроки кройки и шитья получил у своей матери, которая была портнихой, вместе с ней в 12 лет сразу же после гибели отца-моряка, приехал в Сан-Себастьян, где стал подмастерьем у городского портного.
В 1913 году он поступил на работу к Калле де Хернани - известному в Испании дамскому портному . Чтобы лучше изучить последние тенденциями моды, молодой человек отправляется в Париж, где прошел обучение у великой Коко Шанель. Полный новых идей, он возвращается в Испанию, где открывает свое первое авторское ателье в Сан-Себастьяне. В 1919 году он переименовывает его в "Дом моды Balenciaga". Его модели, отчасти с копированные с парижских, отчасти адаптированные под особенности фигуры испанских женщин, имели колоссальный успех, и в 1933-м талантливый модельер открывает свой первый магазин в Мадриде, а в 1935-м и в Барселоне.
Как и Мадлен Вионне он был перфекционист в работе. Будучи превосходным портным и закройщиком, в каждой коллекции хотя бы одну вещь делал сам, отдавая работе всего себя, и такой же отдачи и аккуратности он требовал и от своих швей.
|
Фото 2. Платье "Инфанта", атлас цвета слоновой кости и черный бархат. 1939 г. |
Когда в Испании началась Гражданская война, он переезжает в Париж, где в 1937 году открывает модный дом. Именно там он создает свою первую коллекцию "Инфанты", принесшую ему сокрушительный успех и именитых клиенток. Выполненное из атласа цвета слоновой кости и отделанное бархатом (в разных вариантах либо тёмно-зелёным, либо чёрным), платье словно сошло с картин Диего Веласкеса (фото 2). И это сходство не случайно. Будучи настоящим испанцем, он прекрасно знал испанскую культуру, скульптуру, живопись, народный костюм, и интерпретировал их в своих моделях.
Черпая свое вдохновение в прошлом — в искусстве эпохи Возрождения, Средневековья, XVIII или XIX веков, он успешно переносил традиции прошлого в свои модели, любил использовать корсеты, турнюры, сложные нижние юбки, большие тяжелые банты. Известное платье 1955 года (фото 3) словно переносит нас в XIX век, позднее на его основе Рене Грюо создал свою знаменитую иллюстрацию для журнала "Vogue" (фото 4).
Баленсиага любил "играть" с текстурами ткани, порой сочетая в своих моделях несочетаемое. Именно он ввел в моду такие ткани, как тафта в сочетании с бархатом, муар, рогожка, твид и букле для жакетов и пальто. Баленсиага почти не использовал ткани с рисунком и принтами, а также пышную отделку и лишние детали. Его коллекции отличаются лаконичностью, строгостью и элегантностью (фото 5).. |