Игорь, а если это все как семейный сценрий? Что за семья такая, с такими правилами? Что там происходит между людьми?
Чем живут, чем дышат?
Игорь, а если это все как семейный сценрий? Что за семья такая, с такими правилами? Что там происходит между людьми?
Чем живут, чем дышат?
Журавль - это тоже понятно. Просто - он далеко. А это - уже в руках, но непонятное. И оно гораздо дороже привычного, только - непонятное, поэтому человек им не пользуется.
У О'Генри есть рассказ о том, как некий бездетный и пожилой миллионер решил найти себе сына, наследника и ему очень понравился один, кажется, продавец, молодой парень, которого он и решил осчастливить, пригласить жить к себе, усыновить и со временем передать ему все дела. Когда он предложил это продавцу, тот, заподозрив в нём извращенца (тогда ещё гомосексуализм даже в США не очень приветствовался) послал миллионера в настолько грубой форме, что они подрались и вместе оказались в полиции. Главное - парень не поверил, что он миллионер. Миллионер внёс за себя залог, к нему пришли друзья с кучей денег и он хотел внести залог и за парня. То есть продавец убедился, что тот действительно богат.
Но - это было настолько за пределами его жизненного опыта, что он просто игнорировал этот факт, послал миллионера окончательно и только попросил принести ему в участок очередную серию комиксов (это была его страсть), и с наслаждением погрузился в чтение, положив ноги на спинку кровати (в таком положении, с комиксами, он вкушал минуты реального блаженства).
То есть - выбрал привычное вмсето непонятного. Как дед с бабой.
Жила была семья и была у них рябая кормилица. То, что она рябая видимо отражает их отношение к кормилице. Что можно хорошего ждать от рябой курицы? Ничего хорошего она им в жизни уже не даст. Так, оттягивает конец. Ничем особенным она их не радовала, а тут на старости лет принесла им невиданный подарок - яйцо золотое. Но оно же золотое, а они никогда в жизни с золотом дела не имели, знали только, что очень дорогое наверно и к нему особый подход нужен. И стали они этот подход искать. И так по нему стукнут и эдак - ничего не меняется. Измучились всё. А никто не догадался, что яйцо надо отдать рябой курице и что бы она его выседила. Что яйцу нужно тепло и ласка, а не грубая сила. В итоге умаялись с яйцом, отложили его в сторону, просто на край стола. Оно же разбится не может. Мы же его били, били - не разбили. И вдруг оказалось достаточно малейшего воздействия, просто взмаха мышиного хвостика, что бы яичко упало и разбилось. Оказалось яйцо не готово к малейшим внешним воздействия. Но ничего, курица рябая им обещала снести обычное яйцо, которое их семья умеет переваривать.
А вообще мне эта сказка почему то очень напомнила сейчас басню Крылова:
ЛАРЧИК
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: "Ларец с секретом,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою".
Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
"Не тут, не так, не там!" Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
А Ларчик просто открывался.
Родился гениальный (подвижный, одарённый, слишком красивый и так далее) ребёнок. Его начали обстругивать, чтоб был, как все.
Обстругивали долго. И дед бил, и баба била. А он всё не обстругивался. Наконец в один прекрасный день он разбился из-за совершенного нелепого случая (спился, ушёл в босяки, сошёл с ума и так далее).
Дед плачет, баба плачет. Они же не этого хотели. Они хотели ему/ей добра.
А курочка (кто это, непонятно) говорит им: "Не плачьте, родите себе обыкновенного, нормального, такого же дурака, как сами, и будет вам счастье".
А если рассматривать не иносказательно, то скорее всего так:
Дед и баба - старые уже люди, уже в таком возрасте когда не могут иметь детей.
Курица Ряба - их дочь. Поскольку говорится про неё "Ряба", т.е. от неё рябит, она пестрая. Может она такой разноцветной сразу была, а может изначально она была одноцветной, но жизнь её потрепала. И относятся они к ней скорее всего как к курице неразумной.
Яйцо - может метафора новой жизни, т.е. их дочь родила ребёнка которого отдала жить в семью родителей, т.к. далее курица участия никакого не принимает. А может это нечто, что сделала курица - некое действие, проблема/задача или предмет. И это дочь принесла в родительский дом и подключила родителей к решению.
То что, яйцо не простое, а золотое может приниматься и в прямом смысле, т.е. нечто дорогое, с чем надо носится как с писанной торбой и беречь. Но мне более возможным представляется другой вариант: яйцо золотым быть не может - это восприятие деда и бабы. Т.е. на самом деле это может быть и самая простая проблема/вопрос/действие/предмет, но старики не понимают, что это очень просто. И для них это становится очень важным/сложным. Т.е. проблема исключительно в восприятии. Курица снесла простое яйцо, но старики видят не яйцо, а нечто другое и уже с этим работают. Взаимопонимания нет.
Били, били - не разбили. Они не могут разбить сверхпрочное яйцо, которое для них стало камнем преткновения, а на самом деле они не могут решить элементарную проблему которую перед ними поставила курица. Сразу говорится, что у них в арсенале есть только один метод - бить. По другому они проблемы решать не умеют или не хотят. А может и не могут.
Мышка хвостиком махнула и яйцо разбилось можно рассматривать как показ того, что если грубые методы не подходят, то может проблему можно решить незаметными прикосновениями? Т.е. метод решения неправильный.
А то, что курица успокаивает стариков под конец - показывает, что золотым(проблемным) яйцо было только для стариков. А для самой дочки не проблема снести ещё хоть сто яиц/проблем (она же курица), но старики могут научится решать проблемы другими методами и новые яйца для них будут уже подвластны. И станут простыми. Вопрос только в том, получится ли у стариков понять как? Они же старые люди и, скорее всего, закостенели в мышлении.
Последний раз редактировалось Билли Пилигрим; 09.07.2011 в 00:51.
А у славян яйцо символом начала жизни было? Никто не знает?
Билли, а можете соотнести сценарий с конкректными примерами семей?
(Ну вот с козлятами , например, соотнесли с алкогольными семьями итд...)
Таааак, что же это за семья может быть, в которой на потомков пох и эмоционально и интеллектуально
Но в каком-то из смыслов - утилитарном например - не пох... Требования-то к курице были...
Вот лезет блин в голову нечто типа "И чего ты умничаешь, пойди за водкой сбегай" или "Какое еще пианино, надо спортом заниматься"... ни. Не обязательно алкоголики... Просто какие-нить ригидные люди...
Хм. Хм. ИМХА - этим Бабке с Дедкой надо, чтоб потомки их низафто не превзошли ни в чем.... интересно, как это по-научному называется....
Вот было в связи с Котигорошком про булаву и про то что отец признает что сын крут или что-то типа...а сын благодарит отца за то что его родили крутым... так вот тут наоборот - "нинада золотых яиц, хотим чтоб все просто-ожидаемо-контролируемо"
/понапишу тут блин под утро)))))
В этой сказке вообще не было общения между участниками, если исключить обещание курицы в конце. Сказка такая короткая из-за этого. Очень холодные отношения должны быть. Никто никого не принимает. И никто ни от кого ничего не ждёт. Всем на всех пох...
Но поскольку курица старикам что то обещает в конце, то получается, что у неё есть некие обязательства перед стариками. Она же для них получается несёт яйца. И это они все воспринимают как само собой разумеющиеся. У стариков отношение к курице типа: "Я начальник - ты дурак". Она же курица и всё время под ногами носится туда сюда с очередным яйцом для одного из стариков. И кудахчет что то непонятное для них.
Холодные родители с брошенным на произвол судьбы ребёнком. Который пытается для них что то сделать, т.к. считает себя обязанным им.
Общение есть(яйцо там разбить пытаются... курица что-то говорит...), эмоции есть(плачут Дед и Баба).... Но какоео бщение? По поводу чего эмоции?
без попов так без попов))
Антон Шеховцов
Курочка Ряба:
традиционалистский анализ русской народной сказки
1. Жили-были дед да баба,
2. У них была курочка ряба.
3. Снесла курочка яичко:
4. Пестрó, вострó, костянó, мудренó, -
5. Посадила яичко в осиновое дупёлко,
6. В кут1 под лавку.
7. Мышка бежала, хвостом вернула,
8. Яичко приломала.
9. Об этом яичке дед стал плакать,
10. Бабка рыдать, вереи2 хохотать,
11. Курицы летать, ворота скрипеть,
12. Сор под порогом закýрился,
13. Двери побутусились3, тын4 рассыпался,
14. Верх на избе зашатался...
15. А курочка ряба им говорит:
16. - Дед не плачь, бабка не рыдай,
17. Куры не летайте,
18. Ворота не скрипите, сор под порогом
19. Не закуривайся,
20. Тын не рассыпайся,
21. Верх на избе не шатайся -
22. Снесу вам еще яичко:
23. Пестрó, вострó, костянó, мудренó,
24. Яичко не простое - золотое.
1. Кут - угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур.
2. Вереи - столбы, на которые навешивались ворота.
3. Побутусились - выпятились, выгнулись, распузатились.
4. Тын - деревянный сплошной забор, частокол.
Сказка "Курочка Ряба" является интереснейшим текстом, в котором можно увидеть несколько мифов, связанных с космогонией, эсхатологией и традиционалистской цикличностью эпох.
Строки 2-3, 5-8. Курочка Ряба откладывает яйцо. Мышь задевает его хвостом и разбивает
В древнегреческом пеласгическом мифе о сотворении мира Эвринома - богиня всего сущего - восстала из Хаоса и зачала от северного ветра Борея, представшего в образе змея Офиона. Эвринома, превратившись в утку, отложила Мировое яйцо на волны. По ее просьбе змей Офион обвился вокруг яйца семь раз и высиживал его до тех пор, пока оно не разбилось и из него не появилось "все то, что только существует на свете"1.
Образ птицы, которая сносит Мировое яйцо (в частности на воду), довольно распространен в мировой мифологии. Приведем лишь несколько примеров. В "Калевале" описывается, как утка, "дочь воздушного пространства", зачала от восточного ветра и снесла на колено матери воды Ильматар несколько яиц. Яйца, в конце концов, разбились и из их обломков родился мир2. Подобную космогоническую символику можно найти и в мифологии Коми.
В индуизме божественная птица сносит на изначальные воды Космическое яйцо, из которого возник Брахма3, а в древнеиндийской мифологии золотой зародыш - Хираньягарбха - является первоначальной формой Праджапати, создателя Вселенной4.
В Ветхом Завете тоже присутствуют отголоски этого архаичного мифа: "Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). На это соответствие указывается и в "Толковой Библии" под редакцией профессора богословия Лопухина А.П.: "Самое действие Св. Духа на хаос уподобляется здесь действию птицы, сидящей в гнезде на яйцах и согревающей их своею теплотой для пробуждения в них жизни"5.
Связь птицы и мирового яйца можно также проследить и в древнеегипетской мифологии: в гермопольской космогонии белый гусь "Великий Гоготун", воплощение бога земли Себа, сносит яйцо, из которого рождается бог солнца Ра6.
В сказке "Курочка Ряба" яйцо разбивается мышью. Мышь - крайне символичный образ в мифологии. В странах Средиземноморья - Египте, Палестине, Греции - считалось, что мышь родилась из земли. Действительно, многие исследователи указывают на хтоническую символику мыши, которая находит свое подтверждение и в языке: крыса (русск.) - hruse (др.-англ. "земля") - кирза (русск. диал. "верхний слой земли"), а также: geli- (индо-европейск. праязык "мышь") - qela (лидийск. "земля"). Таким же символичным является и другое хтоническое животное - змея. В этом смысле мышь и змея уравниваются (Сравните: щур (русск. диал. "крыса") - червь (русск.), а также: sorex (лат. "мышь") - sauroz (греч. "ящерица > "змея")7.
Таким образом, сравнив начало анализируемой сказки и пеласгический миф творения, мы увидели идентичность логических построений:
Эвринома в образе голубки → Мировое Яйцо ← Борей/Офион
Курочка Ряба → яйцо ← мышь
Это позволяет сделать нам вывод, что образ курочки Рябы, сносящей яйцо, разбиваемое затем хтоническим животным мышью, является ни чем иным, как упрощенным описанием космогонического мифа, сходного с пеласгическим.
Строки 9-14. Последствия
Далее в тексте сказки мы уже не видим продолжения обычного космогонического мифа, однако символика происходящего становится сложнее. После того, как яйцо разбилось, начался эсхатологический хаос, на описание которого в большой мере повлияло описание апокалипсиса в "Откровении Иоанна": человеческий плач (строки 9-10), горящая земля и дым (строка 12), землетрясение (строки 11, 13-14). Мы также встречаем интереснейшую деталь в строке 10, на которой остановимся подробнее.
Несмотря на царящий хаос, сопровождающий умирание мира, мы сталкиваемся с тем, что "вереи хохочут". "Вереями" в старину называли столбы, на которые вешали ворота. Столбы также имеют несколько символических значений, но из этого множества нас интересует сакральное значение столба, которое нашло отражение в языке: columna (лат. "столб", русск. "колонна") - кол (русск.) - kel (осет. "гореть, сиять")+lumen (лат. "свет") - caelum (лат. "небо")8. Столб также является одним из древнейших объектов поклонения; с момента принятия христианства на Руси столбы стали отождествляться со злом, так как им поклонялись язычники. Таким образом "хохот верей" может отождествляться со смехом зла, вызванным картиной разрушения мира и человеческого горя.
Однако существует еще одно значение столба, как символа, которое проливает свет на собственно предмет нашего небольшого исследования. Сакральное значение столба также связано со смертью и возрождением - обновлением Вселенной: swir (др.-англ. "столб") - wer (др.-англ. "сосуд, бездна") - верея (русск. "столб") - wir (тохарский язык А "новый, молодой")9. Похожее сочетание значений имеет и слово "смех". С одной стороны: mer- (индо-европейск. праязык "умирать") - смерть (русск.) - смех (русск.), а также ridere (лат. "смеяться") - ri(th) (авест. "смерть"); с другой стороны: ridere (лат. "смеяться") - родить (русск.) - ret- (др.-инд. "мужское семя")10.
Итак, мы видим, что "хохот верей" имеет не только значение смеха зла, но и указание на обновление мира. Это доказывается также и дальнейшим анализом текста. Кроме апокалиптических деталей, в строках 11, 13 и 14 мы встречаем следующее описание происходящего: "курицы летают, ворота скрипят, двери побутусились, верх на избе зашатался". Создается впечатление, что на избу обрушился сильнейший шквал ветра. Оставим за рамками нашего анализа направление ветра - северное, восточное или какое-либо другое - предположим лишь, что этот ветер заполнил дом - на это указывает слово "бутуситься", что означает "выпятиться, распузатиться". Этот ветер оплодотворяет курочку Рябу: в строках 16-24 она успокаивает людей, животных и неодушевленные объекты и говорит, что снесет другое яйцо - золотое. Таким образом, в конце сказки дается намек на повторение космогонического мифа, только мир, на этот раз обещанный курочкой Рябой совсем иной.
Вновь обратившись к древнегреческой мифологии, мы увидим, что греки делили время существования человечества на несколько эпох: золотую, серебряную, медную и железную11. Нелишне будет напомнить, что под данным делением древние греки имели в виду деградацию человечества - от Золотого века, когда люди жили в согласии с Богами долго и счастливо, не задумываясь о невзгодах и смерти, до Железного века, где люди проживают короткую жизнь, наполненную злобой, алчбой, распутством и несправедливостью. Подобного же деления придерживались и древние индусы: четыре Юги - Сатиа Юга, Трета Юга, Двапара Юга и Кали Юга составляют Манвантарный цикл, где Кали Юга соответствует Железному веку и описывается практически идентично: добродетель приходит в полный упадок, праведники бедствуют, преступники процветают12. "Нисходящее движение проявления и, следовательно, выражаемого им цикла, осуществляющееся от позитивного или сущностного полюса существования и до его негативного или субстанциального полюса"13. Кали Юга - конечная часть Манвантарного цикла, ""искра бытия" в рамках становления исчерпывается, выветривается, и тогда возникает особая ситуация конца времен, апокалипсис". За этой "особой ситуацией" следует новый цикл, мир вновь переходит в Золотую эпоху, носящую у индусов название Сатиа Юги. Золотое яйцо, обещанное курочкой Рябой людям, животным и остальному миру, и является этой эпохой, когда люди вновь будут жить в согласии с Богами и природой.
Теперь, когда мы полностью проанализировали текст сказки, мы можем восстановить ее довольно простой символический смысл:
Курочка Ряба сносит яйцо, обозначающее мир в четвертую Железную эпоху. Хтоническое существо мышь разбивает это яйцо, таким образом, завершая Кали Югу. В результате наступает конец времен, абсолютная энтропия, уничтожение мира. Однако хаос, который также можно назвать вселенским бардо, не существует вечно; он завершается началом Золотой эпохи, Сатиа Югой, новым циклом Манвантары.
( там еще список литературы прилагается, это вообще то академичекий научный труд)))
http://transmission.lenin.ru/Shekhovtsov-Ryaba.html
Ув. Собеседники!
Я привел это,
1)чтобы мы не застревали на суто мифологических толкованиях , ибо на каждую мифологию всегда найдется еще более древняя мифология, и так вплоть до каменного века))
( все таки индоарийская мифология - прототипна по отношению к славянской, а не наоборот.Сохранившаяся украинская фольклорная традиция "писанкарста" -изощренного разрисовывания пасхальных яиц по неким канонам, например, значительно старше христианства, иудаизма и даже Киевской Руси. Так что версия "не простое - золотое" тоже упала не с потолка. Возможно, она даже более древняя. Но людям интереснее слушать про других людей , а не про Сотворение Мира, и извлекать уроки из их косяков, поэтому некий гений уже во времена Киевской Руси переиначил эту сказку так, какой мы ее знаем сейчас)
2) потому что один из архетипов данного мифа очень интересен именно для психологической трактовки этой сказки
Ранее участники дискуссии высказывались, что "яйцо"- это символ новой жизни
Но, как видим, Яйцо - это также очень древний индоевропейский символ Этого Мира, в смысле - Всего Сущего, Видимой Вселенной
Этот момент позволит нам спроецировать сказку в пространство родительской семьи, без того чтобы представиьть себе Курочку матерью одиночкой, а Деда и Бабу - бабушкой и дедушкой))
Курочка- это просто Ребенок. Дед и Баба - просто родители ( опять таки - не очень биологичепскит благополучные. раз они не мужчина и женщина, а дед и баба))
Яйцо - это символ Вселенной.
Что значит в данном контексте "Мир, Вселенная"?
Как Вы это понимаете. ув Собеседники?
да))
отношения.
А шире - Картина Мира
Возможности
"Дед бил бил - не разбил"- в смысле: не вкурил, не въехал, не понял, не оценил
"Баба"- аналогично
"мышка бежала. хвостиком махнула, яичко упало и разбилось"- а совершенно левый человек, какой то шаромыжник- сходу понял, въехал и буквально ТКНУЛ их НОСОМ: "Так это же, в натуре...."
И после этого они РАСПЛАКАЛИСЬ:
"Какое горе!"."Все плохо!"...
"НАФИГ НАМ ОНО НАДО!", "Что НАМ С ЭТИМ ДЕЛАТь?" "ОТ ЭТОГО ОДНИ НЕПРИЯТНОСТИ!"
Курочка их еще и УТЕШАЕТ: "БОЛЬШЕ ТАК НЕ БУДУ!"))
Буду как все)))