Животные помимо врожденных программ поведения вполне приобретают новые навыки в зависимости от среды обитания(см. Оперантное обучение/научение, средовое научение), у них есть целенаправленная сознательная деятельность.У животных нет сознания
To Me, поздравляю, Вы таки взяли кысюка, здорово))))
Глазками страдальческими можно тоже тааак насесть))))) тонкая такая манипуляция
Ну уверяют же некоторые, что кошки умеют пользоваться телефонами... упоминался как-то случай что кошак хозяину/или хозяйке, не помню/ так врача вызвал... ну там номер был "забит", на "быструю клавишу"...
На первом курсе изучают на психфаке.То, что у животных есть сознание - это что-то новое!
Давным-давно известная вещь.
это да.
им генетически передаются фундаментальные идеи физического объекта, причинности, пространства и времени.
и в онтогенезе у них развивается как обыденная реальность сознания, так и реальность фантазии, сновидения, игры, искусства.
а ещё они любят себя.
и у них очень развито чувство самоуважения.
"Сознание - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как социокультурному существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его "внутреннем опыте" и предвосхищающих его практическую деятельность. "
"Самосознание - когнитивный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. Часть Я - концепции."
Краткий психологический словарь под общей редакцией Петровского А.В. и Ярошевского М.Г.
Это черта чисто человеческая - очеловечивать всё, что ни попадя))). Например, давать имя своей машине)))
Безусловно))) И когда мой кот смотрит в зеркало он при этом думает про себя: Ах, какой я всё таки красавчик!)))
Приведите цитаты с авторами, возможно я что-то упустила?
Сознание и мышление- это разные ВПФ.И когда мой кот смотрит в зеркало он при этом думает про себя: Ах, какой я всё таки красавчик!)))
У нас кошки живут в семье всю мою сознательную жизнь, сейчас с нами делят территорию семья Кошкиных: Сойер и Веснушка. И могу сказать, не смотря на всю мою к ним любовь, у них всего 4 повода обращать на себя внимание: пустая тарелка на кухне, полная плошка в туалете, хочется играть, хочется приласкиваться. Хотя некоторые навыки они перенимают у людей: мои, например, постоянно разговаривают)))
Хотя одну вещь не могу объяснить, у меня кот как собака приносит мышку (игрушку), я кидаю, он ловит в полёте и приносит обратно. Зачем это ему?
Г-жа Радужная, а сознательная деятельность у животных есть?
"Сознательная деятельность человека по своим основным особенностям резко отличается от индивидуально изменчивого поведения животных.
Отличия сознательной деятельности человека сводятся к трем основным чертам, противоположным тем, которыми мы только что охарактеризовали поведение животного.
Первая из этих особенностей заключается в том, что сознательная деятельность человека не обязательно связана с биологическими мотивами. Более того, подавляющее число наших действий не имеет в своей основе каких-либо биологических влечений или потребностей. Как правило, деятельность человека направляется сложными потребностями, которые часто называют «высшими», или «духовными», к ним относятся познавательные потребности, толкающие человека на приобретение новых знаний, потребность в общении, Потребность быть полезным обществу, занимать в обществе определенное положение и т. п.
Нередко встречаются ситуации, при которых сознательная деятельность человека не только не подчиняется биологическим влияниям и потребностям, но входит в конфликт с ними и даже подавляет их. Широко известные случаи героизма, когда человек, движимый высшими мотивами патриотизма, прикрывает своим телом ствол орудия или бросается под танк и погибает, являются лишь примером независимости поведения человека от биологических мотивов.
Подобных форм «бескорыстного» поведения, в основе которых лежат не биологические мотивы, у животного нет.
Вторая отличительная черта сознательной деятельности человека заключается в том, что, в отличие от поведения животного, она вовсе не обязательно определяется наглядными впечатлениями, получаемыми от среды, или следами непосредственного индивидуального опыта.
Известно, что человек может отражать условия среды несравненно более глубоко, чем животное. Он может абстрагироваться от непосредственного впечатления, проникать в глубокие связи и отношения вещей, познавать причинную зависимость событий и, разобравшись в них, ориентироваться не на внешние впечатления, а на более глубокие закономерности. Так, выходя в ясный осенний день на прогулку, человек может взять с собой плащ, потому что, как он знает, осенняя погода неустойчива. Здесь он подчиняется глубокому знанию о закономерностях природы, а вовсе не непосредственному впечатлению от ясной солнечной погоды. Человек, которому будет сказано, что вода в колодце отравлена, никогда не будет пить ее, хотя бы он испытывал острую жажду; в этом случае он руководствуется в своем поведении не непосредственным впечатлением о воде, которая его привлекает, а более глубоким знанием ситуации, которое он имеет.
Сознательная деятельность человека может руководствоваться не непосредственным впечатлением от внешней ситуации, а более глубоким познанием стоящих за ней внутренних законов, поэтому есть все основания говорить, что поведение человека, основанное на познании необходимости, свободно.
Наконец, имеется и третья особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного. Поведение животного имеет лишь два источника:
1) заложенные в генотипе наследственные программы поведения;
2) результаты личного, индивидуального опыта.
Сознательная деятельность человека имеет еще и третий источник – подавляющее число знаний и умений человека формируется путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в процессе общественной истории и передающегося в процессе обучения."
Лурия А. Р. Лекции по общей психологии Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические корни // Общие принципы
Г-жа Радужная, повторяю вопрос: есть ли сознательная деятельность у животных? Да/Нет?
Скажите,г-жа Радужная, а как вы сама понимаете- что такое сознательная деятельность?