Эстетическое восприятие штука очень интересная
Есть некоторые общие свойства, которые воспринимаются нами как гармоничные, например - симметрия, определенное сочетание тонов, композиционная стройность.. Получается, что природой задуманная психология нашего восприятия такова, что объекты, обладающие такими свойствами будут вызывать у нас если не чувство эстетического удовольствия, то по крайней мере, не будут казаться нам неприятными. Собственно это и очевидно - потому все мы более-менее симметричные и тона большинству людей нравится природные, а картины - реалистичные. Такая эстетика - эволюционно выгодна для формирования различных взаимосвязей между людьми.
С другой стороны, природная целесообразность, это, конечно, не единственная составляющая "красоты", иначе не было всяких авангардных направлений искусства, рекламы, да и культуры вообще.. И здесь уже, как мне кажется, такая помесь дополнительных чувств примешивается, что без сто грамм не разберешься))
Потому что то, что мы называем красивым может отражать очень многие наши ценности, потребности + добавляется интеллектуальная начинка - т.е. идеи и смыслы (которые сами по себе можно оценить с эстетической точки зрения)
Вот хороший тут пример привели про 90-60-90
Почему такая дама красивая?)
-потому что симметричная, гладкая )) и с композиционной стройностью все ок )))
-потому что она фактически себя предлагает ))
Какой мотив главнее в таком восприятии? Фиг знает ))
Ваш пример с интерьером:
- так же симметрия, цвета и прочее
- + накопленные вами в течение жизни различные ассоциативные эмоциональные связи. Например, мне очень нравится бежевый, потому что такого цвета был плед у бабушки, а там было тепло и уютно )) и т.д.
Холодные тона могут отражать потребность в простоте и упорядоченности (минимализм), яркие - в самовыражении и экспрессии, в необходимости обратить на себя внимание и т.д.
Те свойства воспринимаемого, которые удовлетворяют некоторым нашим возможно не осознаваемым потребностям влияют на эстетический вердикт нашего бессознательного.
Что касается эстетического восприятия человека, то тут - еще сложнее.
Конечно, сперва подключается природа, со всей своей "биологической целесообразностью".
Потом культурно обусловленные предрассудки и собственные предпочтения - т.е. оценка стиля (наверное так же как интерьер оценивается ), соц. положения и т.д.
Потом жесты, мимика, позы...Этим, я думаю, оценивается настрой человека по отношению к другим людям - как у животных это делается по позе или оскалу, так и у людей по мимике, интонации, ну и смыслу речи конечно. Дружелюбные люди часто кажутся если не красивыми, но очаровательными и обаятельными. А для ситуации м и ж по языку жестов оценивается готовность к отношениям.
Потом, уже при более глубоком общении, доходит дело до оценки действий, поступков. Работает правое полушарие, сравнивая поведение человека с некими "идеальными" образами (наверное тоже отчасти культурой обусловленные или основанные на восприятии близких и значимых людей в детстве), существующими в нашей голове и порождает интуитивное чувство - "походит для общения" или наоборот "не подходит, беги от него/нее"
Ну и наконец - сознательная критика, осмысление своего эмоционального восприятия, придание ему новых смыслов.
Не стоит ее недооценивать Сознательно можно "накрутить" львиную долю красоты человека.
Можно смотреть на руки человека, а можно на руки, которые что-то делают (это уже в мыслях)..))
Можно смотреть на лицо, а можно на лицо и думать о мыслях человека..))
Можно смотреть в глаза, а можно - в душу..
Чувствуете разницу?)
Все это в совокупности и формирует наш вердикт - красивый или нет.
Чем сложнее и глубже человек, тем тоньше он сможет почувствовать красоту в самых разных ее проявлениях, а не только в разрекламированных стандартах.
Кстати, на тему красоты, тоже фильм советский вспомнился - "Влюбиться по собственному желанию" С Янковским и Глушенко)) Тоже милое кино))