Показано с 1 по 4 из 4
Тема:

Древние граффити как предтеча социальных сетей

  1. #1

    Древние граффити как предтеча социальных сетей

    Было высказано мнение:
    Цитата Сообщение от maxY*
    Если в наши дни попытаться средь бела "облагородить" стену, расписав её из баллончика, вероятнее всего, вас оштрафуют. Однако у наших далёких предков выцарапывание разными острыми предметами надписей в чужом жилище отнюдь не считалось неприемлемым. Наоборот, при соблюдении "правил игры" такое творчество даже приветствовалось и вызывало искреннюю радость хозяев.

    Сделать этот и другие неожиданные выводы позволили сохранившиеся до наших дней в Помпеях "граффити". Кавычки не случайны, ибо аналогия не полная. Но, надо признать, представители любой культуры испытывают радость, находя схожие со своими черты в давно уже погибших цивилизациях.

    Однако доселе археологов, которые пытались изучать жизнь римских низов по надписям на стенах, неизменно ставили в тупик различные детали, не коррелирующие с представлениями учёных о том времени.

    Хотя законсервированные вулканическим пеплом Везувия в 79 году нашей эры надписи сами по себе давно были известны учёным, новое исследование расширяет область их возможного назначения и даёт новые предположения, кто именно мог быть автором. Выясняется, что в отличие от условного современного гарлема в Помпеях стены увлечённо расписывали как бедные, так и богатые, как знатные, так и рабы, по поводу и без такового.

    Эксперт по классической античности Ребекка Бенефил (Rebecca Benefiel) из университета Вашингтона и Ли трудится в Помпеях уже шесть сезонов. Главное доказательство её тезиса о немаргинальности граффити в обществе древнего Рима – недавно обследованные стены четырёхэтажной виллы гражданина по имени Май Кастриций.

    Стены домов в Помпеях были оштукатурены белым. Сверху же наносилась яркая краска. Потому граффити, обнажавшие нижний слой, были заметны очень хорошо. Так учёные обнаружили, что в главной комнате виллы Кастриция, в пространстве между фресками, его друзья оставили выцарапанные чем-то острым добрые пожелания. На стенах лестничного колодца нашлись остроумно переиначенные популярные стихи, причём письмо, что любопытно, явно носило состязательный характер.

    Также в разных местах дома его давние посетители не раз наносили рисунки, судя по тщательности исполнения тоже санкционированные хозяином. Таковы лодка, павлин и прыгающий олень. Штудирование же надписей на внешних стенах, в кухне и комнатах слуг помогло Бенефил вскрыть ряд любопытных фактов и выдвинуть смелое предположение: в древнем Риме надписи на стенах были прообразом нынешних социальных сетей.

    Если отталкиваться от этой гипотезы и принять, что для обитателей Помпей всех классов каждая стена была в каком-то смысле одновременно форумом, ЖЖ и ICQ, древние граффити становятся много интереснее и понятнее.

    Содержание надписей могло быть каким угодно и варьироваться от всем знакомых заверений в любви и изощрённых ругательств до досок объявлений и вполне любопытных философских пассажей. Ниже мы приводим некоторые примеры граффити из Помпей. (Расшифровку большинства расчищенных на данный момент надписей можно посмотреть здесь.)

    * У "Ворот Везувия": "Маркус любит Спендузу";
    * Атриум у дома Пинария: "Если кто-то не верит в Венеру, им определённо следует поглядеть на мою подругу";
    * Дом Капрасия Примуса: "Никогда не пожелала бы продать своего мужа, даже за всё золото мира!";
    * Коридор в театре: "Мете, рабыня Коминии из Ателлы, любит Кресуса. Пусть Венера, покровительница Помпей, будет благосклонна к ним обоим, и пусть жизнь их будет в гармонии";
    * Улица Театров: "Из моего магазина пропал медный горшок. Любому, кто его возвратит, я пожертвую 65 сестерицев. Ещё 20 он получит, ежели предоставит информацию об укравшем";
    * Фасад дома Центенария: "Однажды ты умираешь и становишься просто ничем";
    * У двери дома Геркулеса и Нессуса: "Запомни: пока ты жив, ненавистная смерть надвигается".

    Относительная анонимность, уравнивающая всех в правах, обнажала душу и давала свободу первичным порывам, сохранившимся почти неизменными и до наших дней.

    И речь не только о хрестоматийном "Здесь были Вася и Саша", две тысячи лет назад имевшем вид "Мы, два добрых человека, друзья навеки, посещали это место. Если вам нужны имена наши, то знайте – они Гай и Аул".

    Или возьмём, к примеру, высказывание "Я удивлен! О, стена! Только потому не пала ты в руинах, что разгоняла скуку всех писателей твоих". За его высоким слогом, вероятно, кроется всё тот же самый импульс, который ныне подбивает обитателей Интернета посоветовать собеседнику выпить яду или громко вопрошать в виртуальное пространство "кто все эти люди?"

    Из других любопытных находок Бенфил в Помпеях – "приватный чат". Это сообщения романтического толка, которыми довольно долго обменивались мужчина (под "ником" Secundus или "второй") и женщина (Prima, "первая"). Они, по всей видимости, жили в разных концах квартала и то ли хотели соблюсти тайну, то ли просто наслаждались такого рода игрой.

    Также весьма популярным оказалось "возвышенного" характера буриме. Похожую версию до сих пор можно встретить на просторах современных онлайн-дневников: кто-то начинает со строфы, другой продолжает и так пока всем не надоест. Раньше, надо признать, надоедало довольно быстро — самый длинный обнаруженный Ребеккой пример состоял из 8 сообщений, нацарапанных разным почерком.

    Ещё интересный факт: оказывается, император Нерон (по крайней мере, до того как он расправился со своей первой женой) был весьма популярен в народе, вопреки тому хрестоматийному образу, который мы знаем. По оценкам Бенефил, из 100 найденных ей граффити, прославлявших различных императоров, больше половины прямо или аллегорически посвящены Нерону.

    "Он был невероятно популярным, и люди действительно любили его. Я находила эти надписи не только у входов в дома богатых, которые были вполне естественным образом заинтересованы в проявлении лояльности правителю. Граффити попадались мне и в таких местах, где их могли написать только слуги или рабы", — говорит исследовательница.

    Ещё одна функция надписей на стенах была аналогична гостевой книге. Так, приезжие часто выражали с помощью граффити отношение к посещённому ими городу. На стенах Помпей удалось найти множество надписей Felicter Pompeii (приблизительно "Здравия вам, населяющие Помпеи" — общепринятая формула прославления места).

    Как говорит Ребекка, уже сейчас проделанная работа позволяет утверждать: почти все фасады на каждой улице Помпей были исписаны будто гигантские доски объявлений. Легко представить, как радовались древние римляне такой простой "интерактивной игре", особенно с участием нескольких человек из разных классов.

    Вряд ли "писатели" предполагали, что уже совсем скоро многие из них погибнут в результате извержения, а их наследие будет "опечатано" лавой и пеплом, чтобы в XXI веке оказаться предметом изучения. И кто знает, какой Везувий ждёт нас самих, потому, пока "Рим" современного мира ещё процветает, лучше следить за тем, что мы пишем, где бы то ни было.

    Источник: membrana_ru/articles/global/2010/08/06/182300.html


    Статья понравилась, если каким то там правилам противоречит, прошу удалить)
    И последовало обсуждение, цитирую его далее.

  2. #2
    Как объясняют словари, граффити происходит и от греческого слова "Graphein" означающий "писать", и от итальянского слова "Graffito" - "царапать", а история этого термина переносит нас к доисторическому человеку рисующему на стене пещеры. Это явление, по видимому, было вызвано человеческой жаждой общения - "Граффити представляет собой страсть человека к общению".

    Граффити стало стихией изменившей внешний вид улиц в конце 20 века, и упоминание этого слова вызывает в воображении человека множество различных образов. "Граффити - это искусство или вандализм? следствие упадка или его причина?". Сфера отношения к граффити широка и спорна.
    Название «граффити» в истории искусств обычно применяют для обозначения изображений, которые были нацарапаны на поверхности. Родственным является понятие «граффито», обозначающее удаление одного слоя пигмента путем процарапывания поверхности таким образом, чтобы показался второй цветной слой, находящийся под ним. Данная технология использовалась в первую очередь гончарами, которые после окончания работы вырезали на изделиях свою подпись. В древние времена граффити наносились на стены с помощью острого предмета, иногда для этого использовали мел или уголь.

    Когда граффити очень хорошо вписывается в интерьер пространства, это, на мой взгляд, все-таки ближе к искусству.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: ________.jpg
Просмотров: 47
Размер:	54,3 Кб
ID:	25592
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: ________1.jpg
Просмотров: 47
Размер:	49,0 Кб
ID:	25591
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: ________2.jpg
Просмотров: 50
Размер:	62,6 Кб
ID:	25590

  3. #3
    Вот еще одна интересная форма подачи граффити.

    Елен Ноддинг рисует на стенах с помощью вот такого аэрозольного баллончика.

    Торец одного из зданий центра Мадрида превращен Патриком Бланком в вертикальный сад.

    А дерево с райскими птицами на стене дома зелёного художника Эдины Токоди можно вообще назвать шедевром.
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: ________3.jpg
Просмотров: 48
Размер:	66,2 Кб
ID:	25595
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: ________4.jpg
Просмотров: 53
Размер:	44,7 Кб
ID:	25594
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: ________5.jpg
Просмотров: 52
Размер:	31,7 Кб
ID:	25593

  4. #4
    Рим не является исключением.
    так было всегда, когда была письменность.

Похожие темы

  1. Ненавижу "граффити"
    от Crazy Carmen в разделе Психология Личности
    Ответов: 65
    Последнее сообщение: 04.07.2016, 20:01
© Все права защищены. vezha.com, 2008-2018 - помощь психолога в отношениях | На этом форуме по психологии можно получить бесплатную помощь психолога, консультацию психотерапевта онлайн. | Powered by vBulletin™ | Copyright © 2013 vBulletin Solutions, Inc. | Перевод: zCarot | Digital Point modules: Sphinx-based search