Ну из - за чего всё ещё делается - власть - контроль, деньги еще,
но они тоже, в принципе - к власти.
Ну из - за чего всё ещё делается - власть - контроль, деньги еще,
но они тоже, в принципе - к власти.
Морена- другая богиня, не столь первичная. Собственно Макошь считают еще и женским проявлением Велеса, равно, как и парочка Гермес с Гекатой.
Морену до сих пор в виде чучела Масленицы сжигают по весне.
Да и кого похитил Кошей в сказке?
Марью(Мару) Моревну, т.е смерть смертную. Женою стала.
Мара-Морена - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели..
Греческий аналог -Персефона.
Да, ув.Вернон. Основа именно функционала.Грубо говоря, задается некий стандарт бога и даже сущности/разновидности этого бога позже сводятся к ипостасям?
Прикол в том, что европии ДАЖЕ ипостасей
не оставили.
ЧТО это дало? Функционально что дало?
)))))
Качетва Богов и Богинь - суть наши психологические особенности.
Давай из мифологии.)
То есть... выбирая созвучные тебе образы в пантеонах, ты говоришь о себе, описываешь свое самовосприятие.
Другие, ассоциируя тебя с кем-то из Богинь, дают свое восприятие тебя.))
Ну, или еще там могут с какой целью это делать. ))))))))
Относительная унификация предмета поклонения. Тотемные животные племени похерились, возникла относительно единая основа для организации мировоззрения и объяснения мироустройства и отношений в этом мире. "Относительно", потому как локальные святые появились. А раз основа едина, то и заморочки едины, так?
НЕТ, ув.Вернон. Это дало унификациюОтносительная унификация предмета поклонения
ЛЮДЕЙ и Ролей.
Понимаете?
Не совсем понимаю, чего именно Вы хотите, коллега Джубал, но попробую дополнить
Светлая сторона Гекаты - светлая ночная охотница, "освещающая", "факел", покровительница.
Темная сторона Гекаты - олицетворение богини мрака, ночных кошмаров.
Весьма примечательно, однако, что это очень двойственный образ. Девственный - с одной стороны, но олицетворение любовных соитий - с другой
Образ очень противоречивый.
С точки зрения кармической астрологии Лилит (Черная Луна) - показывает человеческие пороки, но и показывает направление выхода из них
Однако, прислушаться к Гекате и понять ее двойственность - очень сложно.
В Бабя Яги, наверное, можно мне отправляться Ну, там, лет через -ннадцать.
Есть версии, что в ранней эллинской истории Геката была богиней вполне добродетельной, связанной с Луной. Затем эллины, принесшие патриархальный порядок, вытеснили богиню и она стала для них грозной и страшной. Тем не менее, от Зевса Геката получила власть над судьбой земли и моря, а от Урана (деда) ей досталась великая сила.
...Благоименную также она родила Астерию,
Ввел ее некогда Перс во дворец свой, назвавши супругой.
Эта, зачавши, родила Гекату,- ее перед всеми
Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.
410
Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен,
Более всех почитают ее и бессмертные боги.
Ибо и ныне, когда кто-нибудь из людей земнородных,
Жертвы свои принося по закону, о милости молит,
То призывает Гекату: большую он честь получает
Очень легко, раз молитва его принята благосклонно.
Шлет и богатство богиня ему: велика ее сила.
Долю имеет Геката во всяком почетном уделе
Тех, кто от Геи-Земли родился и от Неба-Урана,
Не причинил ей насилья Кронид и не отнял обратно,
420
Что от Титанов, от прежних богов, получила богиня.
Все сохранилось за ней, что при первом разделе на долю
Выпало ей из даров на земле, и на небе, и в море.
Чести не меньше она, как единая дочь, получает,-
Даже и больше еще: глубоко она чтима Кронидом.
Пользу богиня большую, кому пожелает, приносит.
Хочет,- в народном собранье любого меж всех возвеличит.
Если на мужегубительный бой снаряжаются люди,
Рядом становится с теми Геката, кому пожелает
Дать благосклонно победу и славою имя украсить.
430
Возле достойных царей на суде восседает богиня.
Очень полезна она, и когда состязаются люди:
Рядом становится с ними богиня и помощь дает им.
Мощью и силою кто победит - получает награду,
Радуясь в сердце своем, и родителям славу приносит.
Конникам также дает она помощь, когда пожелает,
Также и тем, кто, средь синих, губительных волн промышляя,
Станет молиться Гекате и шумному Энносигею.
Очень легко на охоте дает она много добычи,
Очень легко, коль захочет, покажет ее - и отнимет.
440
Вместе с Гермесом на скотных дворах она множит скотину;
Стадо ль вразброску пасущихся коз иль коров круторогих,
Стадо ль овец густорунных, душой пожелав, она может
Самое малое сделать великим, великое ж - малым.
Так-то,- хотя и единая дочерь у матери,- все же
Между бессмертных богов почтена она всяческой честью.
Вверил ей Зевс попеченье о детях, которые узрят
После богини Гекаты восход многовидящей Эос.
Искони юность хранит она. Вот все уделы богини.
(Гесиод. Теогония)
а). Геката Трития – покровительница путей и перекрестков, таким образом и Макошь – это покровительница путей и проводник из одного мира в другой. Аналогичные функции имеет Яга, по русским сказкам. Гермес и Велес – покровители путешественников и Водчие в Иной мир.
б). Геката – богиня магии и колдовства. "К Мокуши ходют гадать" еще в девятнадцатом веке. Яга – ведунья и колдунья. Гермес и Велес – боги магии и волшебства. Нонн Панополитанский говорит о Гермесе, что "вещие бога уста пророческой речью звучали" ("Деяния Диониса",IX, 60).
в). Геката – скотья богиня, "вместе с Гермесом на скотных дворах она множит скотину..."(Гесиод, "Теогония" 445-447), "Мокуша стрежет овец", Ма – мать, кош – корень из слова "кошара". Велес как раз тоже "скотий бог". Яга владеет стадом кобылиц (вариант – коров или овец), которых в качестве испытания дает пасти Ивану-царевичу или его "однофамильцу".
г). Геката – "вверил ей Зевс попеченье о детях, которые узрят после богини Гекаты восход многовидящей Эос" (Гесиод, "Теогония" 450-452). Таким образом Геката впускает в этот мир детей в процессе их рождения. Макошь на вышивках изображена рожающей женщиной в окружении рожаниц-Лосих, "ма"- матерь. Яга припекает детей в печи, изгоняя собачью старость, "ягать" – диалектное "орать при родах", Яга – старая матерая баба – повитуха, которая посвящает дите в ребенка определенного пола погружая его в печь – символ материнского лона, после чего, как бы родившись второй раз, дите и становится человеком. Плутарх прямо указывает, что Гермес -"божество, которое тайно наблюдает за рождением, считается "похитителем быков" ("О пещере нимф", 1. Род, Велес, Тур и Ярила отнесены Рыбаковым к одной группе ("Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды - и въ томъ ражаются дети"), фривольные игрища в честь Велеса-Тура были направлены на вспомоществование по продлению рода.
д). Геката – богиня случая, удачи, счастья, судьбы -
"Если на мужегубительный бой снаряжаются люди,
Рядом становится с теми Геката, кому пожелает
Дать благосклонно победу и славою имя украсить.
Возле достойных царей на суде восседает богиня.
Очень полезна она, и когда состязаются люди:
Рядом становится с ними богиня и помощь дает им.
Мощью и силой кто победит – получает награду,
Радуясь в сердце своем, и родителям славу приносит.
Конникам также дает она помощь, когда пожелает,
Также и тем, кто средь синих, губительных волн промышляя,
Станет молиться Гекате и шумному Энносигею.
Очень легко на охоте дает она много добычи,
Очень легко, коль захочет, покажет ее – и отнимет."
(Гесиод "Теогония", 431-442)